Главная
О Счетной палате
Документы
Деятельность
Пресс-центр
Обращения граждан
Общественный совет
Поиск
О Счетной палате Документы Деятельность Пресс-центр Обращения граждан Общественный совет Поиск
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo

2011

17 мая 2011 года

Информация по результатам проверки эффективности использования объектов лесного фонда территории Владимирской области при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов

В феврале-марте 2011 года проведена проверка эффективности использования объектов лесного фонда территории Владимирской области при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В целях нормативного обеспечения отбора инвестиционных проектов на территории области принята нормативная правовая база, регламентирующая порядок отбора заявок, утверждён состав комиссии по отбору заявок. Однако в составе нормативных правовых документов отсутствует положение о работе Комиссии. Порядком отбора заявок не предусматривается процедура организации контроля за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее ПИП), что привело к несогласованности данных, представляемых в отчётах о ходе реализации ПИП. Кроме того, не предусматривается проведение проверок фактического положения дел в части выполнения обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры на месте реализации. Проверки осуществляются камерально на основе представляемых отчётов. Это свидетельствует о не выполнении комитетом по промышленной политике и науке администрации Владимирской области (далее Комитет) в полном объёме возложенных на него полномочий по организационному и методическому руководству деятельностью комиссии по отбору заявок (далее Комиссия).

Также проверка показала, что существующий порядок не в полной мере обеспечивает прозрачный и объективный отбор проектов. Так, например, порядок отбора содержит отсылочные нормы к федеральному и региональному законодательству, что затрудняет его понимание, толкование, а, следовательно, и последующее применение. Порядок не предусматривает количественно измеримые значения установленных критериев, что не позволяет оценить представленные заявки и провести объективное сопоставление предлагаемых проектов, что нарушает принцип единообразного подхода к их оценке. Также порядком отбора не предусматривается размещение в СМИ или на официальном сайте информации о поступающих заявках на реализацию ПИП, критериях отбора, лесном ресурсе, предлагаемом для реализации ПИП, решениях об утверждении или отказе в утверждении заявки, о включении в перечень ПИП, что нарушает принцип гласности и открытости принимаемых решений, установленный ст.4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ).

Проверкой установлено, что в Комиссию было подано 3 заявки: ООО «Владимирский ЛПК» (проект с объёмом инвестиций 348,0 млн.руб., лесозаготовки 240,0 тыс.куб.м., сроком окупаемости – 5 лет), ООО «ВладЛесРесурс» (проект с объёмом инвестиций 650,0 млн.руб., лесозаготовки – 250,0 тыс.куб.м., сроком окупаемости - 4,5 года) и ООО «Деревообрабатывающий комбинат» (проект с объёмом инвестиций 300,0 млн.руб., лесозаготовки – 250,0 тыс.куб.м., сроком окупаемости – 2 года). Все проекты направлены на углубленную и безотходную переработку древесины. На каждый проект получены заключения департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области (далее Департамент), комитета по экономической политике администрации Владимирской области. При этом в заключении департамента лесного хозяйства по проектам ООО «ВладЛесРесурс» и ООО «Деревообрабатывающий комбинат» отмечалось о превышении заявленных объёмов заготовки над зарезервированным объёмом под ПИП. При этом, информация о лесном ресурсе, предлагаемом под ПИП, официально направлялась только ООО «Владимирский ЛПК».

Решением Комиссии от 10.03.2009 (протокол от 10.03.2009 № 6/9-пр) заявка ООО «Владимирский ЛПК» была утверждена в качестве ПИП.

Согласно отчётам, бухгалтерской и статистической отчётности ООО «Владимирский ЛПК» по состоянию на 01.01.2011 объём осуществленных им инвестиций за период реализации проекта составляет 221100,0 тыс.руб., создано 5 лесозаготовительных и лесохозяйственных участков, на которых работают 157 человек, уплачено налогов в бюджеты всех уровней на общую сумму 13125,3 тыс.руб., в том числе в областной бюджет – 1613,8 тыс.руб. При этом установлено отклонение в сроках реализации проекта и невыполнение ряда лесозаготовительных, лесовосстановительных работ, предусмотренных договорами аренды (агротехнический уход выполнен в 2010 году на 64,9%, подготовка почвы на будущий год – 79,5%, посев питомников – 33,6%). Перенос сроков реализации проекта связан, в том числе с выявлением несоответствия заявленных характеристик сырьевой базы и санитарного состояния лесных насаждений, представленных Департаментом после утверждения лесного ресурса под ПИП по Меленковскому, Курловскому и Андреевскому лесничествам и поэтому длительным периодом заключения договоров аренды. Это свидетельствует об отсутствии у Департамента объективной информации о лесном ресурсе, находящемся в его управлении.

Также перенос сроков связан с длительной подготовкой ООО «Владимирский ЛПК» проектов освоения лесов по лесным участкам, предоставленным в аренду. Так, например, проект освоения лесов по Гусевскому территориальному отделу Департамента представлен на государственную экспертизу только 28.10.2010 (получил отрицательное заключение), повторно 15.12.2010 (положительное заключение 27.12.2010). Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством арендатор имеет право приступить к использованию лесов (заготовке древесины, проведению лесовосстановительных и других работ) только после предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Однако ни действующим законодательством, ни условиями договоров не установлен срок, в течение которого арендатор разрабатывает и представляет на экспертизу проекты освоения лесов. Длительная подготовка проектов освоения лесов ООО «Владимирский ЛПК» может свидетельствовать о незаинтересованности инвестора в выполнении ПИП и обязательств, установленных постановлением Губернатора Владимирской области от 20.04.2009 № 306. Также следует отметить, что в нарушение п. 4 постановления от 20.04.2009 № 306 Департаментом не включены в договоры аренды обязательства инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, поименованные в п. 3 приложения № 2. В дальнейшем это может повлечь неисполнение инвестором своих обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Расчётная лесосека в 2009 году освоена на 18% от объёма установленного договорами аренды и проектами освоения лесов, в 2010 году – на 72,6%. Незначительный объём заготовки приводит к необоснованной консервации лесных ресурсов и может свидетельствовать о неэффективном использовании лесных участков, переданных под реализацию ПИП.

Выполнению договорных обязательств в 2010 году препятствовала чрезвычайная ситуация, объявленная вследствие большого количества лесных пожаров, в связи с чем, запрещалась заготовка древесины и проведение мероприятий, не связанных с тушением лесных пожаров и охраной леса.

Установлено, что в результате пожаров пострадало 13,8 тыс.га или 11,7% территории, переданной в аренду для реализации ПИП в Меленковском районе, что повышает риск невыполнения ООО «Владимирский ЛПК» своих обязательств по инвестиционному проекту. В связи с этим, предприятие обратилось в Департамент с предложением об исключении или частичной замене уничтоженных пожаром лесных участков. Следует отметить, что возможность внесения изменений при наступлении чрезвычайных ситуаций в договоры аренды предусмотрена действующим законодательством. Однако до настоящего времени решение не принято.

На пострадавших площадях не в полном объёме организовано лесопатологическое обследование. На основании действующего законодательства лесопатологическое обследование на пострадавших от пожаров территориях, переданных в аренду, должно организовываться органами государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, средства федерального бюджета на организацию лесопатологического обследования на территориях, переданных в аренду, не предусматриваются. Департаментом предложено работу провести ООО «Владимирский ЛПК». По состоянию на 18.01.2011 проведено лесопатологическое обследование на площади 1655,9 га, что составляет 12% от общей площади, пройденной пожарами. В связи с этим не проводятся и мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, санитарно-оздоровительные мероприятия, что способствует распространению заболеваний и вредных насекомых. Следует отметить, что в соответствии со ст.53.7 Лесного кодекса Российской Федерации с 01.01.2011 мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти.

По результатам проверки соответствующие рекомендации направлены Губернатору области, Законодательному Собранию Владимирской области. Комитету по промышленной политике и науке администрации Владимирской области направлены предложения по совершенствованию методического и организационного сопровождения ПИП.

В адрес директора департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области направлено представление.

Информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании коллегии 8 июля 2011 года.

Дополнительная информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании коллегии 30 сентября 2011 года.