Главная
О Счетной палате
Законодательство
Деятельность
Бюджет для граждан
Интернет-приемная
Пресс-центр
Поиск
Корзина
logo logo logo
gerb
О Счетной палате Законодательство Деятельность Бюджет для граждан Интернет-приемная Пресс-центр Поиск Корзина

2013

13 ноября 2013 года

Председатель Счетной палаты И.В.Тулякова представила предварительные результаты финансово-экономической экспертизы по проекту областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов на состоявшихся публичных слушаниях, организованных Законодательным Собранием Владимирской области.

И.В.Тулякова сообщила, что в настоящее время Счетной палатой проводится анализ документов, внесенных в Законодательное Собрание одновременно с законом о проекте бюджета, на предмет их достоверности. Согласно Закону о бюджетном процессе окончательное заключение Счетной палаты будет подготовлено к 25 ноября 2013 г.

Формирование проекта областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов осуществляется в соответствии с положениями действующего законодательства, учитывает необходимость продолжения реализации задач, определенных Указами Президента России от 7 мая 2012 года и обеспечивает преемственность проводимой на территории области социальной политики. Дефицит областного бюджета в 2014 году соответствует предельным ограничениям, установленным Бюджетным кодексом и прогнозируется в размере 3,1 млрд. (10,5% от общего годового объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений).

В основу проекта бюджета положен прогноз социально-экономического развития области, предполагающий более высокие темпы роста экономики региона по сравнению с общероссийскими показателями, принятыми при формировании федерального бюджета.

Возможные риски исполнения бюджета, могут быть связаны с замедлением темпов роста экономики в текущем году. По оценкам Счетной палаты, в 2014 году мы можем не досчитаться 900 млн. руб. собственных налоговых доходов областного бюджета. В связи с этим главным администраторам доходов необходимо активизировать работу по повышению собираемости закрепленных доходных источников, сокращению недоимки, повышению эффективности использования государственной собственности, в том числе переданной в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ, а также имущественных взносов в созданные фонды. Предоставление льгот и преференций из областного бюджета, по мнению Счетной палаты, необходимо осуществлять исключительно при наличии положительного социального и бюджетного эффекта.

Одной из основных задач бюджетной политики на предстоящий финансовый период является развитие программно-целевых методов управления. Доля программных расходов в 2014 году составит почти 94%.

Однако предварительный анализ показывает, что переход к программно-целевому бюджетированию пока является декларативным. Не в полной мере реализованы положения Бюджетного послания Президента РФ от 13.06.2013 в части внедрения такого механизма программного финансирования расходов, которое обеспечит взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования.

Считаем, что формальный подход к работе над госпрограммами неприемлем. На сегодняшний день из 31 государственной программы, планируемой к реализации в 2014 году, 17 не утверждены, что ставит под сомнение обоснованность формирования расходов, если мы говорим о программном бюджете.

Счетная палата обращает внимание на большое количество госпрограмм Владимирской области. Для примера – на федеральном уровне всего 41 госпрограмма, и это с учетом специальных программ развития отдельных территорий России (Дальний Восток, Крайний Север, Северный Кавказ и пр.) В городе Москве всего 15 госпрограмм, в Ивановской области – 16. При этом следует учитывать, что количество решаемых стратегических целей и задач, подлежащих реализации в соседних регионах не сильно отличается. Например, у нас в регионе запланированы к реализации пять госпрограмм в сфере транспорта. По мнению Счетной палаты, указанные госпрограммы возможно объединить единой целью и разработать, например, комплексную госпрограмму «Развитие транспортной системы», как это сделано на федеральном уровне.

Следует отметить недостаточное качество уже принятых госпрограмм. Госпрограммы слабо согласуются друг с другом. В большинстве из них отсутствуют разделы, содержащие информацию о взаимосвязи со смежными госпрограммами. Госпрограммы существенно варьируются по срокам их реализации - от 3 до 16 лет, что затрудняет взаимосвязь содержащихся в них целей, задач и показателей. Все это свидетельствует о преимущественно отраслевом ведомственном подходе к их формированию.

Также, в ходе экспертизы проектов госпрограмм, вносимых на рассмотрение Губернатору области, Счетной палатой отмечаются следующие недостатки:

  • планируемые показатели результативности программ не отражают существующую динамику развития области и запланированы в меньшем размере, чем уже достигнутые значения;
  • предлагаемые показатели и их индикаторы не позволяют дать оценку непосредственного эффекта от деятельности конкретных органов государственной власти, а в ряде случаев не позволяют оценить степень достижения поставленных задач.

В ходе анализа проекта бюджета отмечаются и возможные риски не освоения в полном объеме запланированных бюджетных ассигнований на предстоящий финансовый период по ряду направлений. Это, например, переселение граждан из аварийных многоквартирных домов «бывшие казармы» города Собинки в 2014-2015 годах планируется направить 26,6 млн.руб. для расселения 217 жителей. Однако, из-за низких темпов реализации Программы на текущий момент администрацией г. Собинка расселено всего 4 жителя из 79, предусмотренных к переселению в 2013 году. На 2014 год предусмотрены средства на обеспечение мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в сумме 99,8 млн.руб., что в 4 раза превышает ассигнования текущего года. Это позитивный момент. Но, к сожалению, по действующему законодательству, эти средства можно будет направить только в территории, по которым будут приняты региональные программы модернизации системы коммунальной инфраструктуры за счет средств инвесторов стоимостью не менее чем 100 млн. руб.

Как и в прошлые годы, политика в области межбюджетных отношений нашего региона направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности местных территорий.

Председателем Счетной палаты И.В.Туляковой было отмечено, что анализ проекта бюджета по каждой отрасли, общий вывод и предложения будут представлены в заключении. Но уже сейчас в целях повышения эффективности бюджетных расходов органам государственной власти области можно рекомендовать:

  • обеспечить взаимосвязь и преемственность целей, задач, показателей, целевых индикаторов государственных программ с обновленной Стратегией развития Владимирской области;
  • при разработке и утверждении государственных программ устранить формальный подход к определению целевых индикаторов их реализации;
  • определить механизм и порядок межведомственного взаимодействия, повышению эффективности которого может способствовать, в том числе, и оптимизация структуры администрации области.
Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!