Главная
О Счетной палате
Документы
Деятельность
Пресс-центр
Обращения граждан
Общественный совет
Поиск
О Счетной палате Документы Деятельность Пресс-центр Обращения граждан Общественный совет Поиск
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo

2013

13 ноября 2013 года

Председатель Счетной палаты И.В.Тулякова представила предварительные результаты финансово-экономической экспертизы по проекту областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов на состоявшихся публичных слушаниях, организованных Законодательным Собранием Владимирской области.

И.В.Тулякова сообщила, что в настоящее время Счетной палатой проводится анализ документов, внесенных в Законодательное Собрание одновременно с законом о проекте бюджета, на предмет их достоверности. Согласно Закону о бюджетном процессе окончательное заключение Счетной палаты будет подготовлено к 25 ноября 2013 г.

Формирование проекта областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов осуществляется в соответствии с положениями действующего законодательства, учитывает необходимость продолжения реализации задач, определенных Указами Президента России от 7 мая 2012 года и обеспечивает преемственность проводимой на территории области социальной политики. Дефицит областного бюджета в 2014 году соответствует предельным ограничениям, установленным Бюджетным кодексом и прогнозируется в размере 3,1 млрд. (10,5% от общего годового объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений).

В основу проекта бюджета положен прогноз социально-экономического развития области, предполагающий более высокие темпы роста экономики региона по сравнению с общероссийскими показателями, принятыми при формировании федерального бюджета.

Возможные риски исполнения бюджета, могут быть связаны с замедлением темпов роста экономики в текущем году. По оценкам Счетной палаты, в 2014 году мы можем не досчитаться 900 млн. руб. собственных налоговых доходов областного бюджета. В связи с этим главным администраторам доходов необходимо активизировать работу по повышению собираемости закрепленных доходных источников, сокращению недоимки, повышению эффективности использования государственной собственности, в том числе переданной в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ, а также имущественных взносов в созданные фонды. Предоставление льгот и преференций из областного бюджета, по мнению Счетной палаты, необходимо осуществлять исключительно при наличии положительного социального и бюджетного эффекта.

Одной из основных задач бюджетной политики на предстоящий финансовый период является развитие программно-целевых методов управления. Доля программных расходов в 2014 году составит почти 94%.

Однако предварительный анализ показывает, что переход к программно-целевому бюджетированию пока является декларативным. Не в полной мере реализованы положения Бюджетного послания Президента РФ от 13.06.2013 в части внедрения такого механизма программного финансирования расходов, которое обеспечит взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования.

Считаем, что формальный подход к работе над госпрограммами неприемлем. На сегодняшний день из 31 государственной программы, планируемой к реализации в 2014 году, 17 не утверждены, что ставит под сомнение обоснованность формирования расходов, если мы говорим о программном бюджете.

Счетная палата обращает внимание на большое количество госпрограмм Владимирской области. Для примера – на федеральном уровне всего 41 госпрограмма, и это с учетом специальных программ развития отдельных территорий России (Дальний Восток, Крайний Север, Северный Кавказ и пр.) В городе Москве всего 15 госпрограмм, в Ивановской области – 16. При этом следует учитывать, что количество решаемых стратегических целей и задач, подлежащих реализации в соседних регионах не сильно отличается. Например, у нас в регионе запланированы к реализации пять госпрограмм в сфере транспорта. По мнению Счетной палаты, указанные госпрограммы возможно объединить единой целью и разработать, например, комплексную госпрограмму «Развитие транспортной системы», как это сделано на федеральном уровне.

Следует отметить недостаточное качество уже принятых госпрограмм. Госпрограммы слабо согласуются друг с другом. В большинстве из них отсутствуют разделы, содержащие информацию о взаимосвязи со смежными госпрограммами. Госпрограммы существенно варьируются по срокам их реализации - от 3 до 16 лет, что затрудняет взаимосвязь содержащихся в них целей, задач и показателей. Все это свидетельствует о преимущественно отраслевом ведомственном подходе к их формированию.

Также, в ходе экспертизы проектов госпрограмм, вносимых на рассмотрение Губернатору области, Счетной палатой отмечаются следующие недостатки:

  • планируемые показатели результативности программ не отражают существующую динамику развития области и запланированы в меньшем размере, чем уже достигнутые значения;
  • предлагаемые показатели и их индикаторы не позволяют дать оценку непосредственного эффекта от деятельности конкретных органов государственной власти, а в ряде случаев не позволяют оценить степень достижения поставленных задач.

В ходе анализа проекта бюджета отмечаются и возможные риски не освоения в полном объеме запланированных бюджетных ассигнований на предстоящий финансовый период по ряду направлений. Это, например, переселение граждан из аварийных многоквартирных домов «бывшие казармы» города Собинки в 2014-2015 годах планируется направить 26,6 млн.руб. для расселения 217 жителей. Однако, из-за низких темпов реализации Программы на текущий момент администрацией г. Собинка расселено всего 4 жителя из 79, предусмотренных к переселению в 2013 году. На 2014 год предусмотрены средства на обеспечение мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в сумме 99,8 млн.руб., что в 4 раза превышает ассигнования текущего года. Это позитивный момент. Но, к сожалению, по действующему законодательству, эти средства можно будет направить только в территории, по которым будут приняты региональные программы модернизации системы коммунальной инфраструктуры за счет средств инвесторов стоимостью не менее чем 100 млн. руб.

Как и в прошлые годы, политика в области межбюджетных отношений нашего региона направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности местных территорий.

Председателем Счетной палаты И.В.Туляковой было отмечено, что анализ проекта бюджета по каждой отрасли, общий вывод и предложения будут представлены в заключении. Но уже сейчас в целях повышения эффективности бюджетных расходов органам государственной власти области можно рекомендовать:

  • обеспечить взаимосвязь и преемственность целей, задач, показателей, целевых индикаторов государственных программ с обновленной Стратегией развития Владимирской области;
  • при разработке и утверждении государственных программ устранить формальный подход к определению целевых индикаторов их реализации;
  • определить механизм и порядок межведомственного взаимодействия, повышению эффективности которого может способствовать, в том числе, и оптимизация структуры администрации области.