Главная
О Счетной палате
Документы
Деятельность
Пресс-центр
Обращения граждан
Общественный совет
Поиск
О Счетной палате Документы Деятельность Пресс-центр Обращения граждан Общественный совет Поиск
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo

18 ноября 2005 года

18 ноября 2005 года

Тезисы выступления Журавлевой И.Н. на Научно-методическом совете Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации 18 ноября 2005

«О противоречивости нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся организации внешнего финансового контроля в субъектах Российской Федерации»

Как известно, контроль в демократическом государстве является лишь одной из функций представительного органа власти, «поскольку обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных и муниципальных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления»

Реализуя идеи правового, демократического государства и развивая гражданское общество, Конституция Российской Федерации закрепила право Совета Федерации и Государственной Думы на создание органа государственного финансового контроля в лице Счетной палаты Российской Федерации, призванного осуществлять контроль исполнения федерального бюджета (п.5 статья 101 Конституции). Статус, полномочия, функции и обязанности Счетной палаты как постоянно действующего независимого органа государственного финансового контроля, закрепленные в Конституции РФ, Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации», что в основном соответствуют Лимской декларации, что кстати, было подтверждено в выступлении Генерального контролера и аудитора Великобритании сера Джона Борна по результатам функциональной оценки деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, данное положение закреплено статьей 151 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Статьей 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления ... формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Однако, Конституцией Российской Федерации уже определен правовой (конституционный) статус Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (ст.77).

По смыслу статьи 77 Конституции Российской Федерации органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации должны создаваться в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации (уставов) показал, что практически половина законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определила такой правовой статус контрольно-счетных органов, который несоответствует Конституции Российской Федерации.

В отличие от Счетной палаты Российской Федерации, которая в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» является конституционным органом и обладает организационной и функциональной независимостью:

  • в 40% конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, образование органов внешнего финансового контроля вообще не предусмотрено;
  • более 50% органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами;
  • 42% - функционируют, как структурные подразделениями законодательных органов власти субъектов Российской Федерации;
  • в 90% субъектов Российской Федерации деятельность органов государственного финансового контроля регулируется законами субъектов Российской Федерации.
  • около 7% (Республики Карелия, Хакасия, Чеченская, Астраханская область, Московская область, Корякский автономный округ) – иными нормативными правовыми актами, утвержденными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Не вызывает сомнений, что Счетная палата Российской Федерации, являясь компонентом бюджетной системы, обладая исключительными полномочиями и компетенцией, является важнейшей функцией управления государством. По нашему мнению, аналогичными полномочиями и компетенцией должны обладать контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации (исходя из смысла статьи 77 Конституции РФ).

В противоречие статье 29 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, декларирующей единство принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, одним из элементов которой является внешний финансовый контроль, Счетная палата Российской Федерации представляет собой одноуровневую систему, не имеющую своих территориальных органов в субъектах Российской Федерации.

Счетная палата по своему правовому статусу должна занимать центральное место в системе органов государственного финансового контроля Российской Федерации, координируя ее деятельность и методологическое руководство.

Необходимо обратить Ваше внимание, что нормативные правовые акты, принимаемые исполнительной ветвью власти, направлены на сдерживание в развитии внешнего финансового контроля. Так Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 не содержит положений, регулирующих государственный финансовый контроль. Таким образом, уже на концептуальном уровне исключается возможность развития независимой системы внешнего финансового контроля в стане. Одним из негативных факторов является отсутствие норм права, в том числе и в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ, разграничивающих задачи, функции и полномочия органов внешнего и внутреннего финансового контроля. Вследствие чего, происходит дублирование основных задач конституционного органа коим, является Счетная палата Российской Федерации, исполнительным - Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Постановление Правительства от 15 июня 2004 года №278 «Об утверждении положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора»).

Хотелось бы сказать об изменениях в Бюджетный кодекс, подготовленных Министерством финансов Российской Федерации. Все давно говорили о том, что необходимо вносить поправки в Бюджетный кодекс, отвечающие реалиям сегодняшнего дня. На деле оказалось, что поправки существенно повлияют на бюджетный процесс, бюджетную систему Российской Федерации и на осуществление контроля за государственными финансами. В предлагаемых изменениях в Бюджетный кодекс предлагается исключить право законодательного органа осуществлять предварительный и текущий контроль за исполнением бюджетов, а органы государственного контроля внешнего аудита бюджета. Однако законопроектом предлагается новая статья «Внутренний аудит», дающая право органам исполнительной власти создавать подразделения внутреннего аудита. По сути, можно говорить о совершенно новом Бюджетном кодексе, ограничивающим права законодательных органов в управлении государством и расширяющим полномочия и задачи органов внутреннего контроля.

В связи с вышеизложенным, считаем целесообразным предложить Счетной палате Российской Федерации рассмотреть вопрос об организации и проведении семинара-совещания «Эффективность бюджетного процесса Российской Федерации и государственный финансовый контроль» с участием представителей Контрольного управления Президента Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, ученых.