Главная
О Счетной палате
Законодательство
Деятельность
Бюджет для граждан
Интернет-приемная
Пресс-центр
Поиск
logo logo logo
gerb
О Счетной палате Законодательство Деятельность Бюджет для граждан Интернет-приемная Пресс-центр Поиск

2020

20 ноября 2020 года

«Проблемы с незавершенным строительством и долгостроем не решаются – к такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты Российской Федерации».

Опубликован одиннадцатый номер Бюллетеня Счетной палаты Российской Федерации, основной темой которого стали результаты проверок в сфере незавершенного строительства (https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-11-276-2020-g).

По словам аудитора Счетной палаты Российской Федерации Светланы Орловой «незавершенное строительство – это маркер качества управления государственной системы на всех уровнях, ее отношения к нуждам граждан нашей страны. Это показатель компетентности государственных служащих и их отношения к бюджетным средствам, к налогоплательщикам.».

Счетная палата России совместно с коллегами из региональных контрольно-счетных органов (далее – КСО) продолжительное время ведет оценку ситуации, которая пока, к сожалению, не улучшается. Так, в 2019 году был проведен масштабный анализ ситуации в этой сфере, в Правительство Российской Федерации были направлены системные предложения по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства (далее – ОНС). Президент России В.В. Путин по итогам расширенного заседания президиума Госсовета 28 сентября этого года дал поручения по порядку списания расходов на ОНС.

По итогам повторного анализа, проведенного Счетной палаты Российской Федерации совместно с региональными КСО в 2020 году, по-прежнему фиксируется недостаточное снижение объемов и количества ОНС.

За 2019 год согласно отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг мер, принимаемых органами исполнительной власти Российской Федерации, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства, а также хода исполнения соответствующих поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации за 2019 год и истекший период 2020 года» (с учетом информации контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации), общий объем вложений в объекты незавершенного строительства по главным распорядителям средств федерального бюджета и субъектам Российской Федерации составил 3,9 трлн.руб., что на 4,1% меньше результатов 2018 года, при этом число ОНС выросло на 2,2% и достигло 63,9 тысяч. Количество «долгостроя» составило по итогам 2019 года 3,4 тыс. объектов. Число «брошенных объектов» составило 4,3 тыс. объектов – на 6 больше, чем по итогам 2018 года.

Структура объектов незавершенного строительства на региональном и федеральном уровнях

Только 19 регионов утвердили планы по снижению незавершенного строительства, положения по учету ОНС и назначили ответственные органы исполнительной власти по учету таких объектов. При этом 28 регионов до настоящего времени не реализовали ни одной из перечисленных мер.

В 2019 году на сайте Счетной палаты России был запущен новый информационный ресурс - панель по мониторингу ситуации с объектами незавершенного строительства (https://ons.ach.gov.ru/).

Мониторинг объектов незавершенного строительства по методологии Счетной палаты Российской Федерации показал, что на начало 2020 года на территории Владимирской области (см. по ссылке) насчитывалось 310 объектов незавершенного строительства, в том числе 281 объект на сумму 2,8 млрд руб., строительство по которым ведется в плановом порядке. Общий объем вложений в объекты незавершенного строительства во Владимирской области на начало 2020 года составил 3,07 млрд.руб. Несмотря на то, что доля региона среди субъектов Центрального федерального округа в общем объеме вложений и количестве объектов, строительство которых ведется более 5 лет, не превышает 10% Счетной палатой Владимирской области уделяется особое внимание вопросам анализа объемов незавершенного строительства, причин возникновения и принимаемых мер по урегулированию проблемных вопросов в части незавершенного строительства.

Так, в IV квартале 2019 года Счетной палатой Владимирской области было проведено контрольное мероприятие, тематикой которого затрагивались вопросы анализа наличия, состояния и дальнейшего возможного ввода в эксплуатацию объектов незавершенного строительства на территории Владимирской области. В результате проверки было установлено, что в регионе не определен орган исполнительной власти, в полномочия которого входит выявление и сокращение объемов незавершенного строительства, а также учет объектов незавершенного строительства и ведение реестра таких объектов. Не всеми органами исполнительной власти Владимирской области, на балансе которых числились объекты незавершенного строительства, утверждены планы поэтапного снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства.

Проведенный анализ в рамках указанного контрольного мероприятия показал, что департамент архитектуры и строительства Владимирской области (далее – ДАС), Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее – ДИЗО) не располагают информацией об объектах незавершенного строительства в муниципальных образованиях Владимирской области, в том числе по которым осуществлялось софинансирование за счет средств федерального или областного бюджетов.

Кроме того, в учете объектов незавершенного строительства областной собственности, осуществляемом ДАС и ДИЗО, имеются расхождения в количестве учитываемых объектов, что может свидетельствовать о нескоординированности действий государственных органов Владимирской области по учету объектов и проведению мероприятий, направленных на снижение объемов и количества объектов незавершенного строительства.

По итогам анализа планируемых проектировок областного бюджета на 2021-2023 годы, проводимого Счетной палаты Владимирской области в настоящее время, установлено, что в рамках мероприятий по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства во Владимирской области уполномоченный орган по учету объектов незавершенного строительства и ведению реестра таких объектов в целях проведения полной инвентаризации объектов незавершенного строительства с последующим формированием сводного и детализированного перечня таких объектов так и не определен. Кроме того, в представленном проекте областной адресной инвестиционной программы недостаточное внимание уделено сокращению объемов незавершенного строительства или продаже таких объектов, а также вовлечению «долгостроев» в хозяйственный оборот, инвестиционный процесс.

Также обращено внимание на проблемы нормативного обеспечения реализации областной адресной инвестиционной программы на территории Владимирской области.

Соответствующие предложения по устранению этих недостатков будут направлены в адрес Законодательного Собрания Владимирской области и администрации Владимирской области.

Работа контрольно-счетных органов по анализу и контролю мер органов исполнительной власти всех уровней по решению вопросов незавершенного строительства будет продолжена. Уверены, что совместными усилиями нам удастся привлечь внимание к теме незавершенного строительства и повлиять на решение данной проблемы.

Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!