Главная
О Счетной палате
Законодательство
Деятельность
Бюджет для граждан
Интернет-приемная
Пресс-центр
Поиск
Корзина
logo logo logo
gerb
О Счетной палате Законодательство Деятельность Бюджет для граждан Интернет-приемная Пресс-центр Поиск Корзина

20 января 2011 года

Тезисы

Вступительное слово об основных итогах работы экспертно-консультативного совета в 2010 году

Создание эффективной системы внешнего независимого финансового контроля особенно важно сегодня, когда мировой финансовый кризис наглядно показал, что России в её социально-экономическом развитии необходимо пересмотреть сложившиеся стереотипы, усилить роль государства в управлении социально-экономическим развитием, повысить результативность работы. В России, и в том числе во Владимирской области, исключительное значение приобретает задача повышения качества управления бюджетными расходами, что ставит перед внешним государственным и муниципальным финансовым контролем Российской Федерации новые, более сложные задачи.

В новых условиях социально-экономического развития контрольно-счётные органы должны кардинально усовершенствовать свою работу, не только контролировать чёткость исполнения бюджетных и социальных обязательств, но и уделять больше внимания экспертно-аналитической работе, осуществлять опережающие анализы рисков в исполнении бюджетов, более глубоко проводить экспертизу проектов бюджетов. Необходимо активнее осваивать и применять на практике аудит эффективности для определения результативности использования бюджетных средств на осуществление инновационного развития страны.

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев предельно чётко сформулировал ориентиры для совершенствования государственного и муниципального аудита: должны быть кардинально изменены подходы к осуществлению контроля, его содержание должно составлять не только фиксацию фактов выделения расходных средств, но и подтверждение достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решения об их выделении.

Эффективность мы понимаем не в узком смысле: по каким ценам и, соответственно, нормам приобреталась продукция. Вопрос гораздо шире: каков экономический эффект бюджетных затрат, в какой степени ведомствами достигаются цели и выполняются задачи.

Контрольная деятельность Счётной палаты должна отвечать, в частности, и на принципиальные вопросы развития основных отраслей. Иными словами, аудит эффективности должен играть ведущую роль в контрольной деятельности Счётной палаты. Эту задачу ставят перед нами общество и высшее руководство страны.

Аудит эффективности позволяет держать под жёстким контролем соответствие реальных результатов заявленным социально значимым целям. Одновременно он позволяет настроить управленческий аппарат на более внимательное, адресное отношение к конкретным запросам граждан, повысить социальную результативность работы власти.

Не меньшее значение на современном этапе социально-экономического развития имеют не только определение затрат на реализацию программных мероприятий, но и оценка эффективности управления регионом, контроль неукоснительного соответствия результатов деятельности органов исполнительной власти поставленным социально значимым целям. Этому должно способствовать активное внедрение в практику деятельности Счётной палаты государственного аудита стратегий и долгосрочных программ.

Назначение этого типа государственного аудита - оценить качество разработки стратегий и проектов, их реализуемость и результативность.

Применение аудита стратегий позволит охватить контролем весь цикл использования бюджетных средств: от разработки проекта до оценки общественной эффективности конечного результата.

Новый этап в развитии внешнего независимого финансового контроля откроет принятие федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», закрепляющего организационную и функциональную независимость контрольно-счётных органов Российской Федерации, методологическое обеспечение деятельности, возможности расширения взаимодействия с контрольно-счётными органами других уровней власти. Принятие данного закона создаст предпосылки для качественного повышения эффективности внешнего государственного и муниципального финансового контроля. В первом чтении законопроект принят единогласно. Во втором чтении предполагается его рассмотрение 28 января 2011 года.

Другой актуальной задачей Счётной палаты должно стать более активное вовлечение в процесс формирования системы стандартизации, методологии и методического обеспечения финансового контроля. Причём в данной работе акцент необходимо сделать на контроле бюджетной результативности осуществляемых на инновационное развитие расходов.

Из этого непосредственно вытекает следующее направление деятельности — организация, правовое и методическое сопровождение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с инновационной направленностью использования бюджетных средств.

Кроме этого, важнейшей задачей остаётся повышение профессионального уровня сотрудников Счётной палаты.

В целях обеспечения научно-практической обоснованности и повышения эффективности деятельности Счётной палаты Владимирской области в соответствии с задачами развития страны и региона, осуществлялось взаимодействие с членами Экспертно-консультативного совета Счётной палаты Владимирской области.

В 2010 году членами Экспертно-консультативного Совета проводилась подготовка методических рекомендаций в сфере дорожного хозяйства (Старикова Т.В.), методических рекомендаций проведения проверки эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы «Улучшение демографической ситуации во Владимирской области на 2009-2011 годы» (Дигилина О.Б.), которые в настоящее время используются Счётной палатой при проведении контрольного мероприятия. Уделялось большое внимание проектному подходу в аудите реализации долгосрочных целевых программ, а также подходам проектного управления в аудите эффективности программ стратегического развития региона (Моргунова Н.В.). Кроме этого, разрабатывались «Методологические подходы по оценке обоснованности установления начальной цены контракта и эффективности использования бюджетных средств при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд» (Лускатова О.В.), работу над которыми следует довести до практического использования уже в ближайшее время и поделиться с другими контрольно-счётными органами. Также совместно с членами экспертного совета проводилась работа в сфере межбюджетных отношений, а именно «Разработка предложений по определению типологии муниципальных образований для организации и проведения проверок бюджетов муниципальных образований в соответствии с требованием Бюджетного кодекса Российской Федерации». «Анализ бюджетных факторов регионального развития. Оценка влияния бюджетных факторов на социально-экономическое развитие муниципальных образований Владимирской области». (Филимонова Н.М.). «Разработка концепции информационно-методического обеспечения аудита эффективности деятельности органов местного самоуправления и результативности расходов местных бюджетов» (Старикова Т.В.).

Членами Совета осуществлялось рецензирование методических рекомендаций, разработанных сотрудниками Счётной палаты.

Помимо разработок теоретических вопросов члены Совета участвовали в проведении контрольных мероприятий в составе бригады проверяющих. Так, Поляковой Натальей Николаевной и Левицкой Натальей Вячеславовной оказано содействие сотрудникам Счётной палаты при проведении аудита эффективности использования областной собственности, в том числе находящейся в управлении государственных унитарных предприятий Владимирской области.

В целях совершенствования квалификации кадрового состава Счётной палаты члены Совета привлекались к проведению учебы сотрудников Счётной палаты по наиболее актуальным вопросам, а именно: Моргуновой Н.В. на тему: «Технология проектного управления», Стариковой Т.В. на тему: «Корректировка стратегии социально-экономического развития Кольчугинского района Владимирской области».

Одной из приоритетных задач модернизации, определённых Президентом России Д.А.Медведевым, является внедрение и активное применение информационно-коммуникационных технологий в государственном секторе, обеспечивающих оперативность и удобство получения государственных услуг и информации. В этом направлении продолжена совместная работа Счётной платы с ВлГУ по модификации и развитию региональной информационно-аналитической системы «Внешнего финансового контроля».

Характерной особенностью деятельности Счётной палаты в ближайшей перспективе является смещение акцентов на аудит эффективности мер по реализации стратегий и долгосрочных областных программ.

Особое внимание в ходе реализации стратегий долгосрочного развития будет уделяться оценке реализуемости и результативности инвестиционных проектов, степени их инновационности и направленности на модернизацию экономики регионов, включая комплексную оценку эффективности деятельности региональных органов власти по улучшению инвестиционного климата и созданию новых рабочих мест. Изменения действующего законодательства в части появления новых видов государственных учреждений и, соответственно, изменения механизмов их финансирования ставят перед контрольно-счётными органами задачи по организации контроля за эффективностью использования бюджетных средств и финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений.

В перспективе мы также будем использовать практику проведения совместных мероприятий по наиболее проблемным вопросам, в частности, по проверке эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Кроме этого, приоритетным направлением деятельности Счётной палаты является и аудит формирования межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях.

Подводя итоги сказанному, в 2011 году хотелось бы продолжить начатую работу и укрепить дальнейшее взаимодействие.

Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!