18 ноября 2005 года

18 ноября 2005 года

Тезисы выступления Рычагова М.Г. на заседании Научно-методического совета Ассоциации контрольно-счетных органов России 18.11.05 на тему: «О Концепции комплексной информатизации деятельности контрольно-счетных органов РФ»

Уважаемый коллеги!

В своем кратком выступлении я остановлюсь на основных результатах создания единого информационного пространства контрольно-счетных органов России, а также на видении концептуальных основ информатизации деятельности органов внешнего финансового контроля России, так сказать взгляд регионов. Возможно, я повторюсь в некоторых моментах с Александром Евгеньевичем, но это лишний раз подчеркнет значимость этих вопросов и обязательность их рассмотрения. Ведь что такое концепция? Это генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ. То есть это должен быть комплексный документ, охватывающий все аспекты.

Как известно резолюцией IV Конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации от 03 декабря 2002 года было одобрено создание единого информационного пространства АКСОР.

Кстати, научное определение понятия «единое информационное пространство» отсутствует. Обычно под ним принято понимать совокупность информационных ресурсов и отношений между субъектами информационной деятельности. Но мы считаем, что это надо понимать шире, т.к. это еще и общие нормы, цели информационной политики, согласованная стратегия и тактика, единый вектор деятельности, единая законодательная база. Поэтому, сформулируем следующее определение единого информационного пространства контрольно-счетных органов РФ - совокупность информационных ресурсов, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе общих норм и целей информационной политики, согласованной стратегии и тактики, единой законодательной базе, и обеспечивающих информационное взаимодействие органов власти, контрольно-счетных органов, хозяйствующих субъектов, организаций и граждан и удовлетворение их информационных потребностей.

Внешний государственный публичный финансовый контроль является одним из важнейших элементов системы управления. А важнейшими предпосылками успешного управления в настоящее время являются своевременное получение достоверной информации, и самое главное - ее быстрый анализ и выразительное представление результатов. Таким образом, основным инструментом формирования единого информационного пространства контрольно-счетных органов Российской Федерации должна выступать соответствующая информационно-аналитическая система.

Реализация этой задачи осуществляется Федеральным центром информатизации Счетной палаты РФ - ФГУП «СП-Центр» совместно с рядом структур и организаций, в т.ч. и НМС АКСОР. Что сделано у нас? Во Владимирской области поставлено, установлено и протестировано оборудование (изменение слайда) для регионального и муниципального центров обработки данных (город Владимир), налажены каналы связи. С участием администрации и Законодательного Собрания области и Владимирского городского совета оборудованы специальные помещения под эти центры.

Мы передали ФГУП «СП-Центр» для апробации и распространения созданный с нашим участием программно-аналитический комплекс «Контроль, анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов». Он сейчас установлен и работает в КСП г. Владимира. Недавно приезжали коллеги из Волгоградской области. То есть, имеются определенные результаты, есть движение вперед, но оно не системное, не всеохватывающее что ли. Мы полагаем, что информатизация КСО, по сути, должна подстегнуть региональную информатизацию. Создание единого информационного пространства возможно на наш взгляд, только программно-целевыми методами. Например, нами разработана ведомственная целевая программа информатизации, соисполнителем работ по которой является ФГУП «СП-Центр» и она будет буквально в ближайшие дни представлена на утверждение Законодательного собрания Владимирской области. В рамках указанной программы на будущее планируется создание единой региональной информационно-аналитической системы органов государственной власти области. Почему мы пошли по этому пути? К сожалению, сейчас в регионах так сложилось, что каждый, в известной степени, «сам по себе». Например, в настоящее время администрациями ряда регионов предпринимается попытка создания прототипа региональной информационно-аналитической системы (РИАС). С реализуемым в настоящее время проектом ГИАС КСО он никак не «пересекается». Свой проект проводится и законодательными органами регионов, причем передача данных в нем планируется по тем же каналам (закрытая сеть RTCOM), что и для региональных КСО в проекте ГИАС.

Комплекс состоит из трех уровней:

  • Администрирование;
  • Пользователи (инспекторский состав). Здесь есть аналитический блок, блок ситуационного анализа, блок прогнозирования, блок оценки эффективности КСО;
  • Руководители (упрощенное восприятие).

Необходимо отметить, что информационно-аналитические системы по обеспечению процедур внешнего финансового контроля созданы и в других регионах и даже коммерческими структурами.

Это Счетная палата РФ, КСП г. Москва, Счетная палата Владимирской области, КСП Чувашской Республики, КСП Воронежской области. Поэтому в Концепции информатизации КСО РФ необходимо учесть и этот опыт. И мы предлагаем провести соответствующий семинар, чтобы изучить этот опыт.

С учетом сложившейся распределенной многоуровневой инфраструктуры контрольно-счетных органов Российской Федерации представляется необходимым выделение четырех уровней единой системы информационного обеспечения их деятельности:

  • Счетная палата Российской Федерации;
  • Федеральные округа (всего 7);
  • Субъекты Российской Федерации (всего 88);
  • Муниципальные образования (свыше 48000).

На данном слайде показана схема функциональных взаимосвязей контрольно-счетных органов и не только. Здесь цели и задачи КСО, информационные потоки.

Известно сейчас происходит реформа местного самоуправления. Резко увеличивается количество органов местного самоуправления – у нас в области с 35 до 217. В целом по России в два раза. Это видно на слайде – синий цвет текущий год, красный – 2006 год. А самое главное, что в связи с изменением законодательства, по сути, теряется выстроенная вертикаль контроля (пресловутая 138 статья БК РФ) и как сказал С.В. Степашин (за точность слов не ручаюсь), создается серая зона использования бюджетных средств, создаются условия для казнокрадства и коррупции.

И поэтому особое внимание при создании ГИАС КСО нужно уделить именно этому моменту. Т.е. ГИАС КСО должен быть общенациональным, должен обеспечивать постоянный (непрерывный) мониторинг получения и расходования бюджетных средств с точки рения их эффективности, рациональности, законности. На слайде показано наше представление организации единого информационного пространства.

В результате исследования архитектуры построения систем принятия решения, или в современной терминологии «электронных правительств», были сформулированы и другие основные особенности, которые должны быть учтены при построении ГИАС контрольно-счетных органов Российской Федерации:

  • системность (ГИАС должен быть элементом управления и он должен позволять отслеживать во времени влияние бюджетного процесса на все стороны жизни человека (экономика, социальные вопросы, экология и даже политика) и соответственно обратное влияние всех этих процессов на бюджетный процесс;
  • ГИАС КСО через проведение внешнего независимого финансового контроля должен способствовать обеспечению безопасности государства, но естественно и сама система должна обеспечивать свою безопасность, в т.ч. через санкционированный доступ;
  • нормативная обеспеченность. Не секрет, какой бы совершенной в техническом плане не была автоматизированная система, без информации она ничто. А вот получение информации, особенно для региональных и муниципальных КСО как раз и проблема, просто пример, мы не можем получить от налоговой службы информацию о должниках с указанием сумм их задолженности, потому что по ведомственным инструкциям, это приравнено к налоговой тайне, или другой пример с нашим казначейством, абсурд. И это нужно решать на законодательном уровне.
  • с технической точки зрения ГИАС КСО должно строиться по принципу распределенных баз данных (пояснение);
  • из последнего пункта следует вывод о формализации и накоплении входной и выходной информации. (пояснение);
  • функциональность (я уже говорил, что информатизация КСО должна подстегнуть информатизацию региональную и муниципальную), т.е. продукты, создаваемые и реализуемые в ГИАС КСО должны быть применимы и органами власти и управления региона и ОМСУ;
  • ну и последняя особенность, которая должна быть учтена – развитие ГИАС КСО должно идти по «эволюционному» пути, т.е. по пути реализации решения задач КСО по мере их возникновения, т.е. своеобразный конструктор «Лего».

Спасибо за внимание!

Готов ответить на вопросы, а также мы готовы показать наработки по озвученным в выступлении моментам.

Презентация "О концепции комплексной информатизации органов внешнего финансового контроля"

Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/press/news/2005/260/273/