Главная
О Счетной палате
Документы
Деятельность
Пресс-центр
Обращения граждан
Общественный совет
Поиск
О Счетной палате Документы Деятельность Пресс-центр Обращения граждан Общественный совет Поиск
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo

18 ноября 2005 года

18 ноября 2005 года

Тезисы выступления Туляковой И.В. на заседании НМС АКСОР 18.11.05 по вопросу о научно методическом обеспечении сертификации КСО

Уважаемые коллеги!

Проводимые реформы государственного управления и местного самоуправления, все большая интеграция экономики России и отдельных её регионов в мировое экономическое пространство требуют осуществления адекватной модернизации и системы внешнего государственного финансового контроля как одного из важнейших условий обеспечения гарантий результативности проводимых преобразований, приведения её в соответствие с мировыми стандартами.

Основная деятельность, которой занимаются как КСО субъектов России, так и Счетная палата РФ - это аудиторская деятельность: аудит бюджета, финансовый аудит, аудит эффективности и т.д. В то же время статья 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает, что аудиторская деятельность (без уточнения государственная или коммерческая) относится к видам, которые требуют наличия лицензии.

Именно поэтому актуальна задача по созданию правовых условий для подтверждения компетентности не только специалистов, работающих в органах внешнего государственного финансового контроля, но и самого органа по надлежащему исполнению им своих функций через соответствующую систему добровольной сертификации услуг, оказываемых обществу контрольно-счетными органами. Это предполагает выработку определенных требований по структуре, технической и информационной оснащенности, кадровому составу контрольно-счетного органа.

Отмечу, что в рамках Ассоциации уже имеется опыт проведения оценки деятельности контрольно-счетных органов. Такую процедуру прошли КСО Рязанской, Владимирской, Вологодской областей, г. Санкт-Петербурга и других регионов.

Недавно Национальным контрольно-ревизионным управлением Великобритании были представлены, по сути, результаты международной сертификации Счетной палаты России.

К основным целям добровольной сертификации КСО, по нашему мнению, необходимо отнести:

  • подтверждение соответствия контрольно-счетного органа РФ организационным и функциональным требованиям внешнего финансового контроля при проведении аудита бюджета, аудита эффективности формирования использования государственных ресурсов региональными и муниципальными органами и их должностными лицами в целях удовлетворения общественных нужд и потребностей повышения качества жизни граждан;
  • обеспечение единого методологического поля внешнего финансового контроля;
  • формирование единообразной и гармоничной структуры контрольно-счетных органов в субъектах России как органов, реализующих функцию внешнего государственного финансового контроля.

Сертификация контрольно-счетных органов основывается на объективности оценок, компетентности органа и специалистов, проводящих процедуру оценки, принципах добровольности, независимости и гласности.

Нами обобщены отзывы руководителей отделений Ассоциации в федеральных округах на разработанное нами в конце прошлого года «Положение о системе добровольной сертификации контрольно-счетных органов России». В основном замечания были учтены при разработке Правил добровольной сертификации контрольно-счетных органов, представленных сейчас на обсуждение.

В организационную структуру добровольной сертификации КСО предлагаем включить:

  • Ассоциацию контрольно-счетных органов РФ в качестве центрального органа сертификации и органа, создающего и регистрирующего систему добровольной сертификации;
  • Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты РФ как орган по сертификации КСО субъектов РФ;
  • контрольно-счетные органы РФ;
  • Совет по сертификации (Экспертно-консультативный совет Ассоциации КСО) для выработки политики в сфере сертификации.

Введение в действие Правил добровольной сертификации не влечет за собой обязательное проведение процедуры подтверждения соответствия всеми контрольно-счетными органами и изменения их статуса. В то же время получение такого сертификата будет важным фактором подтверждения компетенции органа во всей системе финансового контроля, будет способствовать предотвращению конфликтов интересов контролеров и контролируемых.

Объектами добровольной сертификации КСО РФ предлагается определить структуру, статус, цели, задачи, формы, методы деятельности, квалификацию сотрудников КСО, обеспеченность информационно-коммуникационными технологиями, техническое оснащение, методологическое оснащение, наличие и действенность соглашений с иными контролирующими и правоохранительными органами.

Не исключаем, что внедрение перечня объектов, по которым предлагается проводить оценку сертифицируемого КСО может идти поэтапно и быть увязано с дальнейшим совершенствованием действующего законодательства, призванным способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы внешнего государственного финансового контроля.

Благодарю за внимание.