Возрастание значимости внешнего финансового контроля подтверждает новая редакция Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая дает возможность с 1 января 2006 года создавать контрольные органы в муниципальных образованиях. Одновременно Бюджетным кодексом предусмотрена обязательность проведения внешнего аудита бюджета муниципального образования, однако механизм реализации этого положения нигде не прописан.
Полагается, что с 01.01.2006 года на территории области будет 127 муниципальных образований, с возможностью создания аналогичного количества муниципальных контрольно-счётных органов для проведения внешнего аудита местных бюджетов.
Общественный совет внешнего финансового контроля Владимирской области, созданный в марте 2005 года представительными органами местного самоуправления Владимирской области и Счётной палатой Владимирской области, отметил экономическую сложность и затратность создания контрольно-счётных органов во всех муниципальных образованиях. Только о.Кольчугино высказал желание создать собственный контрольно-счётный орган.
Я хочу предостеречь коллег от упрощенного подхода к решению этой проблемы. По оценкам для этой работы и дальнейшего содержания контрольно-счетных органов только в крупных муниципальных образованиях ежегодно потребуется не менее 60 млн. рублей дополнительных расходов консолидированного бюджета области. К примеру, лишь г.Коврове, по оценкам самих ковровчан, для создания и функционирования контрольно-счётного органа, в полном соответствии с принципами внешнего финансового контроля, потребуется 3 - 4 млн. рублей. Кроме того, возникает проблема в обеспечении муниципальных органов внешнего контроля высоко профессиональными специалистами в области финансового контроля. Практика показывает, что создание собственных контрольно-счётных органов в муниципальных образованиях может способствовать развитию конфронтации представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Не исключена возможность и возникновения коррупции в муниципальных образованиях.
Именно поэтому Общественный совет внешнего финансового контроля Владимирской области принял решение рекомендовать проведение внешнего аудита исполнения бюджетов муниципальных образований совместными усилиями представительных органов местного самоуправления и специалистов Счётной палаты Владимирской области на основе двухстороннего соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в сфере внешнего финансового в муниципальном образовании.
Для проведения внешнего аудита бюджетов муниципальных образований в части внешней проверки отчета об исполнении бюджета, подготовки заключений по внесению изменений в бюджет, по проекту бюджета муниципальных образований в Счётной палате Владимирской области предполагаем создать специальное подразделение.
Финансирование деятельности Счётной палаты предлагается осуществлять за счет средств бюджета области, предусмотренных в областном бюджете отдельной строкой. При этом сумму на проведение внешнего аудита бюджетов муниципальных образований считаем возможным определять расчетным путем в составе межбюджетных трансфертов при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год, учитывая долю бюджета каждого муниципального образования в консолидированном бюджете, за исключением сумм областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, в которых созданы контрольно-счётные органы.
В связи с необходимостью организации внешнего финансового контроля на территории области, а также в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством на проведение внешнего аудита бюджета муниципальных образований, предлагается Устав муниципального образования дополнить статьей, предусматривающей осуществление финансового контроля исполнения местного бюджета рабочей группой, формируемой из числа лиц представительного органа местного самоуправления и Счётной палаты Владимирской области в порядке, устанавливаемом Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании.
Одновременно необходимо Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании Владимирской области дополнить новой статьей «Финансовый контроль исполнения местного бюджета», где предусмотреть механизм его проведения.
Основными формами взаимодействия представительного органа местного самоуправления и Счётной палаты Владимирской области могут быть рабочие совещания Сторон, участвующих в совместном мероприятии, разработка, согласование и утверждение программы совместного мероприятия, проведение консультаций, разработка и обмен методическими документами, обмен информацией, согласование методов проведения совместного мероприятия, проблем и вопросов, возникающих в ходе его осуществления, согласование итогов проведения совместного мероприятия, реализация результатов совместного мероприятия.
Результаты контрольного мероприятия будут представляться рабочей группой в представительный орган местного самоуправления для рассмотрения и принятия соответствующего решения. Отмечу, что предложения Коллегии Счётной палаты носят сейчас и будут носить рекомендательный характер.
В положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании необходимо установить норму, предусматривающую, что результаты контрольного мероприятия предаются гласности после принятия решения представительным органом местного самоуправления по проведенному контрольному мероприятию.
Для осуществления Счётной палатой Владимирской области внешнего аудита исполнения бюджетов муниципальных образований необходимо внести изменения и в областное законодательство, в части установления норм в Уставе Владимирской области, Законах Владимирской области «О Счетной палате Владимирской области», «О бюджетном процессе во Владимирской области», дающих право Счетной палате проводить внешний аудит исполнения бюджета муниципального образования на основе заключенных с представительными органами местного самоуправления соглашений.