2021

02 июня 2021 года

Информация по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУП «ДСУ-3», в том числе в части использования финансовых ресурсов на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог общего пользования

Коллегией Счетной палаты Владимирской области (далее – Счетная палата) рассмотрены итоги проверки финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия Владимирской области «Дорожно-строительное управление № 3» (далее – ГУП «ДСУ-3», предприятие), в том числе в части использования финансовых ресурсов на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог общего пользования.

Проведенная проверка показала, что ГУП «ДСУ-3» занимает 1 место во Владимирской области по объему выручки в категории «Строительство, ремонт и обслуживание дорог», которая в большей части формируется за счет исполнения государственных контрактов с ГБУ «Владупрадор» (68% в структуре выручки 2020 года) и муниципальных контрактов (10,5% от объема доходов).

Предприятие финансово устойчиво, платежеспособно и рентабельно. При этом выявлены значительные экономические риски, что требует совершенствования системы управления предприятием как со стороны собственника государственного имущества, так и со стороны исполнительного органа ГУП «ДСУ-3». Нормативная правовая база Владимирской области, определяющая порядок управления государственным имуществом, содержит существенные пробелы, что требует ее дополнения и уточнения.

В ходе проверки соблюдения установленного порядка реорганизации ГУП «ДСУ № 3» путем присоединения ГУП «Владоблжилкомхоз» установлено, что она проведена с нарушениями нормативных правовых актов и привела к дополнительной финансовой нагрузке на предприятие в сумме более 20,7 млн. руб. Допущено нарушение установленного порядка передачи основных средств и товарно-материальных запасов балансовой стоимостью 1,7 млн. руб.

Нарушение департаментом имущественных и земельных отношений процедуры согласования предоставления за счет средств предприятия займа ГУП «Владоблжилкомхоз» повлекло утрату денежных средств ГУП «ДСУ-3» в сумме 19,2 млн. руб.

Анализ активов ГУП «ДСУ-3» показал, что в 2020 году по сравнению с уровнем 2019 года просроченная дебиторская задолженность увеличилась в 7 раз. При этом, несмотря на ее значительный рост, предприятием не принимались исчерпывающие меры по ее возврату посредством своевременной подачи исковых заявлений в суд. В действиях должностных лиц ГУП «ДСУ-3» содержатся признаки недобросовестных и неразумных действий, выраженных в предоставлении за счет финансовых средств предприятия преференций третьим лицам, что повлекло отвлечение оборотных средств предприятия на сумму оценочно 42,3 млн. руб., и ущерб в виде упущенной выгоды и дополнительных расходов оценочно в сумме 1,9 млн. руб.

Нарушение порядка формирования резерва по сомнительным долгам привело к необоснованному увеличению расходов предприятия и уменьшению размера части чистой прибыли, подлежащей перечислению в областной бюджет по итогам 2020 года на сумму более 3,0 млн. руб.

Проверкой установлены нарушения порядка управления и распоряжения имущественным комплексом ГУП «ДСУ-3», выразившиеся в непринятии исчерпывающих мер по возврату имущества после завершения срока действия договора аренды, неначислении штрафов за нарушение условий заключенных договоров аренды, непринятии мер по истребованию с арендаторов компенсации затрат на содержание государственного имущества, что привело к дополнительным расходам предприятия в сумме оценочно 3,7 млн. руб.

В ходе проверки установлен факт нецелевого использования земельного участка и производственной базы ГУП «ДСУ-3» в г. Гусь-Хрустальный для размещения временной станции перегрузки твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора. В нарушение ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» станция перегрузки отходов в г. Гусь-Хрустальный не включена в территориальную схему обращения с отходами Владимирской области.

Установленные проверкой факты нарушения порядка оплаты труда, ведения бухгалтерского учета, заключения и оплаты договоров гражданско-правового характера способствовали формированию экономически необоснованных и документально неподтвержденных затрат предприятия на общую сумму 7,7 млн. руб. Нарушение требований действующего законодательства и локальных нормативных актов предприятия при определении источника осуществления стимулирующих выплат повлекло занижение размера части чистой прибыли, подлежащей уплате в областной бюджет, по итогам 2019 года в сумме 963,0 тыс.руб., по итогам 2020 года в сумме 1,6 млн. руб.

Отсутствие должного контроля и учета при производстве асфальтобетонной смеси и добычи песка создает предпосылки для нарушений и злоупотреблений, выразившихся в совершении операций с товарно-материальными ценностями без отражения их движения в бухгалтерском учете предприятия. Установлены факты, содержащие признаки наличия на предприятии неучтенного производства.

При осуществлении закупок ГУП «ДСУ-3» не в полной мере обеспечено соблюдение принципа экономически эффективного расходования денежных средств и реализации мер, направленных на сокращение своих издержек. Установлены случаи повышения ГУП «ДСУ-3» цены поставки битума и дизельного топлива (на основании писем поставщиков, без изменения объема и ассортимента продукции) через несколько дней после подписания договоров, заключенных по результатам конкурентных торгов; несоблюдения порядка поставки и приемки товаров; заключения договоров на иных условиях, чем это предусмотрено извещением и документацией закупки, что по оценке Счетной палаты способствовало необоснованному росту затрат предприятия, оценочно на сумму 1,3 млн. руб.

По результатам проверки был сделан вывод, что деятельность предприятия при осуществлении мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования нельзя признать эффективной и результативной. В частности, по результатам проведенного сотрудниками Счетной палаты визуального осмотра объектов строительства и ремонта, работы на которых производились ГУП «ДСУ-3» в 2019-2020 годах, установлены отдельные нарушения и недостатки, которые могут повлечь отвлечение рабочей силы и оборотных средств предприятия в рамках исполнения гарантийных обязательств.

Установлены нарушения при исполнении контрактов, свидетельствующие о необеспечении системного контроля со стороны руководителя за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые влекут материальный ущерб предприятию. Так, ненадлежащее исполнение обязательств по заключенным контрактам, а также нарушение сроков производства работ со стороны ГУП «ДСУ-3» содержит риски отвлечения оборотных средств предприятия на общую сумму (оценочно) 749,2 тыс.руб.

Недостаточная претензионная работа и бездействие со стороны ответственных лиц предприятия не способствовали получению дополнительного дохода ГУП «ДСУ-3» в общей сумме оценочно 782,7 тыс.руб.

В ходе проверки были установлены признаки нарушения Федерального закона «О защите конкуренции». Так, с учетом положений государственных контрактов на выполнение работ по содержанию действующей сети автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области предусматривалось, что ГУП «ДСУ-3» также должен осуществлять охрану объектов транспортной инфраструктуры с обеспечением транспортной безопасности. Вместе с тем, запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем объединения в одном лоте различных по функциональным и технологическим характеристикам видов работ. Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности могут осуществлять только специализированные аккредитованные подразделения, которым ГУП «ДСУ-3» не является. В итоге, предприятие неправомерно оказывало услуги по охране объектов транспортной инфраструктуры ненадлежащего качества, тем самым создав условия для совершения мошеннических противоправных действий по хищению бюджетных средств, направленных на оплату услуг по транспортной безопасности.

По результатам контрольного мероприятия направлены соответствующие представления в адрес предприятия, департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области, департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области. В связи с занижением части чистой прибыли, подлежащей уплате в областной бюджет, ГУП «ДСУ-3» предложено перечислить в областной бюджет дополнительно 5,6 млн. руб. Кроме этого, для рассмотрения и принятия соответствующих решений в Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области направлена информация об отдельных фактах и признаках нарушений законодательства о защите конкуренции. Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям проинформировано о фактах нарушения природоохранного законодательства. Информация по фактам нарушений, выявленных в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУП «ДСУ-3», в том числе в части в части использования финансовых ресурсов на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог общего пользования направлена в Прокуратуру Владимирской области и правоохранительные органы.

Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2021/2943.html