Результаты проведенного аудита выявили наличие проблем нормативного регулирования, не способствующих росту экономического потенциала области и доходов от использования земли.
На федеральном уровне не определен порядок учета земель, государственная собственность на которые не разграничена. Реестр таких земельных участков не ведется. Органы местного самоуправления не обладают информацией о количестве, площади и местоположении неразграниченных земельных участков, в том числе в разрезе их категорий и форм собственности.
Наличие в земельном законодательстве норм, предоставляющих исключительное право владения земельными участками собственникам расположенных на них зданий и сооружений без внесения платы за использование земли (п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ), не позволяет уполномоченным органам местного самоуправления принимать меры по прекращению права действия договоров аренды таких земельных участков даже при наличии многолетней просроченной задолженности и/или изымать такие земельные участки, что приводит к росту дебиторской задолженности бюджетов муниципальных образований.
Наличие в земельном законодательстве норм, устанавливающих разные права и процедуру выкупа земельных участков для физических лиц и индивидуальных предпринимателей (имеющим при этом одинаковые имущественные права по гражданскому законодательству) приводит к развитию практики искусственного создания ИП перед выкупом земельных участков, с целью их приобретения по льготной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости, с последующей ликвидацией ИП после заключения договора купли-продажи.
Нормативные правовые акты областного и муниципального уровня, в ряде случаев, содержат нормы, противоречащие нормативным актам областного и федерального уровня, и требуют актуализации.
В ходе проведенного аудита отмечено, что процесс разграничения государственной собственности на землю и вовлечения земель в хозяйственный оборот идет крайне медленно. При этом большинство неразграниченных земельных участков предоставляется без проведения процедуры торгов.
В ходе проверки, проведенной в 4 муниципальных образованиях Владимирской области, установлены факты, свидетельствующие о совершении должностными лицами муниципальных образований действий, направленных на уклонение (несоблюдение) от установленной процедуры торгов, что приводит к заключению договоров продажи (аренды) земельных участков по заниженной стоимости, в том числе при предоставлении земельных участков:
Установлены факты нарушения порядка начисления арендной платы за землю, в том числе при ее передаче в субаренду.
Не обеспечен должный контроль при принятии результатов услуг по оценке рыночной стоимости неразграниченных земельных участков, проведенной с нарушением федеральных стандартов, что не способствует установлению экономически обоснованной цены продажи земельных участков.
Проведенный анализ показал, что отдельными органами местного самоуправления осуществляется недостаточный муниципальный земельный контроль в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, допускаются нарушения порядка учета доходов от использования земли.
По результатам проверки в адрес 5 объектов контроля направлены представления.
Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2021/2820.html