Проверка использования средств и исполнения мероприятий в сфере дорожной деятельности 5 муниципальными образованиями (г.Ковров, Малыгинское, Ивановское, Новосельское сельские поселения, Мелеховское городское поселение) в 2012-2015 годах показала, что принимаемые меры заказчиками производства работ на объектах ремонта по обеспечению эффективного использования бюджетных средств являются недостаточными.
Выявлен ряд недостатков и нарушений действующего законодательства, что может быть связано с халатным отношением к исполнению своих обязанностей ряда должностных лиц органов местного самоуправления, подрядчиков по муниципальным контрактам, служб технического надзора (строительного контроля):
- заказчиками производства работ (Малыгинское, Ивановское, Новосельское сельские поселения, г.Ковров) не ведется претензионно-исковая работа с подрядными организациями по оплате неустойки за нарушение сроков выполнения работ на объектах ремонта. По оценке Счетной палаты неустойка за просрочку выполнения работ в случае ее выставления могла бы составить 1656,4 тыс.руб., что может расцениваться как потери муниципальных бюджетов;
- заказчиками производства работ допускалось нарушение требований ч.2 ст.72 Бюджетной кодекса Российской Федерации в части заключения муниципальных контрактов сверх лимитов бюджетных обязательств (Новосельское, Малыгинское сельские поселения, Мелеховское городское поселение), а также п.13 Закона № 402-ФЗ в части не отражения кредиторской задолженности в бюджетной отчетности (Малыгинское сельское поселение, Мелеховское городское поселение, г.Ковров). Общая сумма неотраженной кредиторской задолженности на момент предоставления бюджетной отчетности сложилась в сумме 9122,7 тыс.руб.;
- во всех проверенных муниципальных образованиях выявлены системные нарушения Закона № 44-ФЗ;
- по результатам лабораторных испытаний отобранных совместно с департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области вырубок в Малыгинском, Ивановском, Новосельском сельских поселениях, Мелеховском городском поселении Ковровского района были установлены отклонения значений водонасыщения от пороговых значений, установленных нормами и правилами в 4 из 9 проб (44,4%), что может свидетельствовать о низком качестве исходной асфальтобетонной смеси и о несоблюдении подрядчиками технологии укладки асфальтобетона. Также выявлено, что зерновой состав минеральной части асфальтобетонной смеси, используемой на объектах ремонта, не соответствует типу асфальтобетонной смеси, учтенной в актах о приемке выполненных работ и предусмотренной муниципальными контрактами (9 из 9 вырубок). По трем объектам в Малыгинском, Ивановском, Новосельском сельских поселениях подрядчиками не выдержаны требования муниципального контракта по устройству толщины верхнего слоя основания дорожной одежды.
Указанные факты могут свидетельствовать об отсутствии надлежащего контроля со стороны должностных лиц органов местного самоуправления и служб, осуществляющих строительный контроль (технический надзор) на объектах ремонта, и об их халатном отношении к исполняемым обязанностям, что создает риск завышения расходов бюджета, а также неэффективного расходования бюджетных средств, направленных на выполнение ремонта проверенных дорог общего пользования местного значения оценочно в сумме 5810,1 тыс.руб.
Следует отметить, что применение асфальтобетона, не соответствующего требованиям ГОСТ 9128-2013, привело к нарушению технических характеристик отремонтированных участков автомобильных дорог и стало причиной наличия ряда дефектов на дорожном полотне, выявленных при визуальном осмотре объектов ремонта;
- факты некачественно выполненных работ на объектах ремонта в г.Коврове были подтверждены при проведении лабораторных испытаний вырубок с асфальтобетонного покрытия дорог и проездов. Так, были выявлены отклонения значений водонасыщения (11 из 29 проб), коэффициента уплотнения (5 из 29 проб) от пороговых значений, установленных нормативными документами. Кроме этого, выявлены отклонения по толщине верхнего слоя покрытия на 4 объектах. Следует отметить, что подрядной организацией по всем объектам являлось ООО «КДУ».
Санкционирование должностными лицами Управления городского хозяйства (г. Ковров) оплаты за выполненные с отступлениями от нормативных требований и положений муниципальных контрактов работы, может быть расценено как превышение должностных полномочий, а понесенные бюджетные расходы оценочно в сумме 21923,3 тыс.руб. - как неэффективное расходование средств;
- во всех проверенных муниципальных образованиях специалистами Счетной палаты Владимирской области выявлены отдельные недостатки качества выполненных работ на объектах ремонта. Визуальным осмотром было охвачено 75 объектов ремонта 2012-2014 годов, на 40 объектах (53,3% от общего числа) выявлены недостатки качества выполненных работ. Системными недостатками являются наличие продольных и поперечных трещин, сеток трещин на дорожном полотне, разрушение кромок асфальтобетонного покрытия, скопление воды на дорожном полотне, а также наличие выбоин. Указанные недостатки не позволяют в полной мере обеспечить удобное и безопасное движение транспорта и пешеходов. Кроме этого, выявленные недостатки могут свидетельствовать о ненадлежащем выполнении подрядчиками и организациями, осуществлявшими строительный контроль (технический надзор) на объектах ремонта, принятых обязательств по муниципальным контрактам.
Наибольшее количество недостатков на дорожном полотне отремонтированных дорог и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов (в том числе в период гарантийного срока) было установлено при проверке выполненных работ в г.Коврове. Выборочный визуальный осмотр объектов показал наличие ряда дефектов на дорожном полотне 19 отремонтированных участков улиц и проездов (73,1% от общего числа проверенных).
Так, на 17 объектах ремонта в г.Коврове, на которых был проведен осмотр выполненных работ специалистами Счетной палаты, подрядными организациями являлись ООО «КДУ» и ООО «ДРСУ-1». Учредителем и директором отмеченных выше организаций является В.А. Савельев. За период с 2012 по 2014 год с организациями подконтрольными В.А. Савельеву по результатам торгов и как с единственным поставщиком УГХ было заключено 63 муниципальных контракта на общую сумму 202182,6 тыс.руб. (оценочно 70,0% от общей суммы закупок в сфере дорожной деятельности).
В ходе проверки установлено, что ООО «КДУ» и ООО «ДРСУ-1» фактически отстранились от гарантийного обслуживания объектов ремонта, что в дальнейшем может привести к дополнительным расходам бюджета г.Коврова при обслуживании объектов ремонта;
- обращено внимание на отсутствие работы органов местного самоуправления Ивановского, Малыгинского, Новосельского сельских поселениях по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- установлено, что полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, предусмотренные ст. 13 и ст.31 Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части проверенных муниципальных образованиях (г.Ковров, Ивановское, Малыгинское, Новосельское сельские поселения, Мелеховское городское поселение) в полном объеме не урегулированы - не разработаны правовые акты в части утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований, что не позволяет оценить правильность расчета стоимости данных работ, а также потребности денежных средств на их финансирование. Кроме того, не используется возможность получения дополнительных доходов в муниципальные бюджеты.
По результатам контрольного мероприятия направлены соответствующие представления главам администраций всех проверенных муниципальных образований, а также в соответствующие надзорные органы для принятия соответствующих решений.