Главная
О Счетной палате
Законодательство
Деятельность
Бюджет для граждан
Интернет-приемная
Пресс-центр
Поиск
logo logo logo
gerb
О Счетной палате Законодательство Деятельность Бюджет для граждан Интернет-приемная Пресс-центр Поиск

2010

6 августа 2010 года

Информация по результатам проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных в рамках долгосрочной целевой программы развития образования Владимирской области на 2009-2012 годы в части расходов на обеспечение деятельности учреждений начального профессионального образования

Коллегией Счётной палаты рассмотрены материалы проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных в рамках долгосрочной целевой программы развития образования Владимирской области на 2009-2012 годы в части расходов на обеспечение деятельности учреждений начального профессионального образования.

Объём расходов на обеспечение деятельности государственных учреждений начального профессионального образования (далее учреждения НПО) в 2009 году в рамках долгосрочной целевой программы развития образования Владимирской области на 2009-2012 годы (далее Программа) составил 440452,0 тыс.руб., на 2010 год предполагается 471825,0 тыс.руб. Из установленных Программой показателей результативности в 2009 году были достигнуты все, за исключением показателя по числу обучающихся в учреждения НПО (исполнение на 94,6%).

Проверка показала, что во Владимирской области за 2005-2009 годы в результате реструктуризации сети число учреждений НПО сократилось с 41 до 26 или на 36,6%. За этот же период сократилось и число учащихся в учреждениях НПО - с 6083 до 3179 человек или на 47,7%. Несмотря на сокращение сети учреждений НПО и числа учащихся, за 2005-2009 годы с 45 до 59 увеличился перечень профессий, по которым проводится обучение, что соответствует задачам Программы.

Между учреждениями НПО и потенциальными работодателями за 2005-2009 годы число заключенных договоров возросло с 470 до 1500. Однако, несмотря на наличие договорных отношений, потенциальные работодатели не несут юридической ответственности за обязательность трудоустройства выпускников учреждений НПО. Например, на 2009-2010 годы сетевые магазины ООО «Амбитус» и ООО «СПАР Владимир» заявили «Профессиональному лицею № 40» г.Владимира (далее Лицей № 40) потребность в подготовке соответственно 65 и 45 специалистов, но фактически приняли на работу 19 и 13 выпускников соответственно, или 29% от заявки. Согласно соглашению между «Училищем № 30» г.Владимир (далее Училище № 30) и ОАО «Завод «Автоприбор» в заявку на 2008 и 2009 годы были включены 42 человека, но трудоустроились только 8 человек или 19% от заявки.

Анализ расходов на обеспечение деятельности учреждений НПО за 2005-2009 годы показал их рост. В том числе расходы в расчёте на одного выпускника, составлявшие в 2005 году 52,7 тыс.руб., постепенно увеличились к 2009 году до 120,3 тыс.руб. Однако, Программа не предусматривает анализа дальнейшего трудоустройства выпускников в целью оценки эффективности вложения бюджетных средств в подготовку рабочих кадров. Например, согласно отчетности уровень трудоустройства выпускников около 70%, однако, достоверность этих данных не подтверждена документально, а получена «со слов» самих выпускников.

Проверкой в трёх учреждениях НПО были выявлены системные нарушения в использовании бюджетных средств. Так, были выявлены приписки по посещаемости, приписки числа питающихся за счёт бюджета учащихся, что требует немедленного реагирования со стороны департамента образования на эти факты.

Анализ расходов на оплату труда и распределение стимулирующего фонда оплаты труда в проверенных учреждениях НПО выявил нарушения и отклонения от установленных законодательством норм. Зачастую надбавки и доплаты превышали установленные размеры. В Лицее № 40 была оплачена работа в праздничные дни с нарушением ст. 153 Трудового кодекса РФ в сумме 30008,53 рубля. Кроме того, проверкой выявлено неэффективное и необоснованное использование бюджетных средств на выплаты работникам административно-управленческого персонала в ущерб оплате труда педагогических работников. Так, в Училище № 2 доля стимулирующих выплат по административно-управленческому персоналу в 2009 году составила 48,1%, по педагогическому персоналу 12,8%; в 1 полугодии 2010 года соответственно 38,7% и 11,8%. В Лицее № 40 доля стимулирующих выплат по административно-управленческому персоналу в 2009 году составила 34,7%, по педагогическому персоналу 23,8%; в 1 полугодии 2010 года соответственно 31,6% и 16,4%.

Проверкой установлено, что учреждения НПО занимаются оказанием дополнительных образовательных услуг на платной основе. В общем объёме полученных учреждениями НПО платных услуг более 90% поступило из средств бюджета, реализуемых центрами занятости населения в рамках программ содействия занятости населения области и по снижению напряженности на рынке труда. В период кризисных явлений в 2009 году был высок спрос на переподготовку кадров и повышение квалификации безработных граждан и граждан, находящихся под угрозой увольнения.

Проверка показала, что Училищами № 2 и № 30 проводилась дополнительная платная образовательная деятельность по профессиям и разрядам, которые в лицензии на право ведения образовательной деятельности отсутствуют, что является нарушением п. 9 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 521. Всего в 2009 году не в соответствии с условиями лицензии в Училище № 2 обучено 20 человек, за что получено от центров занятости населения и предприятий 144,0 тыс.руб., в Училище № 30 обучено 251 человек, за что получено от предприятий области 1890,0 тыс.руб.

В Училище № 30 было продублировано обучение на курсах переподготовки, в результате чего 16 работников ОАО «Завод «Автоприбор» дважды обучались одной и той же профессии на один и тот же разряд, что подтверждено выдачей им соответствующих свидетельств об образовании. При этом дважды процесс профессионального переобучения был оплачен за счёт средств бюджета, в том числе необоснованная оплата повторного обучения составила 125,0 тыс.руб.

Кроме того, выявлено, что в Училище № 2 проведена профессиональная подготовка 31 человека из числа безработных граждан по 2 профессиям (оценочно стоимость обучения 220,0 тыс.руб.), не входящим в Перечень профессий профессиональной подготовки, утвержденному по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ Приказом Министерства образования РФ от 29.10.2001 № 3477. При этом, заключая договор на обучение безработных граждан, центры занятости населения г.Владимира и г.Коврова не проверяли правовые основания образовательного учреждения на право обучения той или иной профессии и их наличие в лицензии. Обучение проходило по профессиям, не соответствующим Перечню, утверждённому Приказом Министерства образования РФ от 29.10.2001 № 3477.

Проверкой установлено, что Училищами № 2 и № 30 предоставлена услуга по повышению квалификации и переподготовке работников ООО «Контейнекс-Монолит», ОАО «Завод «Автоприбор» и безработных граждан, направляемых центрами занятости населения (всего 1025 человек). По итогам, обучающимся были необоснованно выданы документы об уровне образования («Свидетельство об уровне квалификации»), которые в соответствии с законодательством могут выдаваться только выпускникам, обучавшимся по основной образовательной программе начального профессионального образования. Общий объём полученных за обучение данных граждан бюджетных средств оценочно составляет 7500,0 тыс.руб.

Проверка организации прохождения практики учащимися показала, что в Лицее № 40 ряд учащихся проходит практику в учебном магазине-мастерской. По итогам работы за 2009 год прибыль от предпринимательской деятельности составила 123,3 тыс.руб., за 1 полугодие 2010 года 75,3 тыс.руб. На заработную плату сотрудников Лицея от производственной деятельности учебного магазина-мастерской направлено в 2009 году 78,8 тыс.руб. (63,9% от суммы прибыли), в 1 полугодии 2010 года 83,3 тыс.руб. (на 8,0 тыс.руб. больше полученной прибыли, т.е. за счет поступлений от других видов деятельности). Проверкой установлено, что пунктом 3.6 Положения об учебном магазине-мастерской предусмотрена оплата труда всех участников данной деятельности и пунктом 3.5 коллективу Лицея дано право осуществлять стимулирование труда обучающихся. Вместе с тем, обучающиеся за время прохождения практики в данной учебном магазине–мастерской получают только стипендию за счёт средств областного бюджета в установленных размерах и порядке, но не получают заработную плату.

По результатам рассмотрения результатов проверки на коллегии Счётной палаты внесены представления директору ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 2» г.Ковров М.А.Малышеву, директору ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 30» г.Владимир С.П.Стовпнику, директору ОГОУ НПО «Профессиональный лицей № 40» г.Владимир З.М.Шумкиной. Кроме того направлены рекомендации департаменту образования администрации Владимирской области (М.В.Корешков) и департаменту по труду и занятости населения администрации Владимирской области (А.В.Ковылин).

Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!