Главная
О Счетной палате
Документы
Деятельность
Пресс-центр
Обращения граждан
Общественный совет
Поиск
О Счетной палате Документы Деятельность Пресс-центр Обращения граждан Общественный совет Поиск
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo

2010

28 декабря 2010 года

Информация по результатам проверки ГУП «Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро» (в рамках проведения аудита эффективности использования областной собственности)

Счётной палатой Владимирской области проведена проверка ГУП «Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро» (далее по тексту ГУП «ОПИАПБ» или предприятие), которая показала, что предприятие является одним из пяти государственных унитарных предприятий Владимирской области осуществляющих деятельность в сфере разработки проектно-сметной документации, научно-технической продукции, а также инженерных изысканий, архитектурного проектирования и др.

Выручка ГУП «ОПИАПБ» в объёме ВРП по отрасли «Строительство» составила в 2007 году – 0,47%, в 2008 году – 0,54%. Анализ структуры выручки предприятия за 2007-2009 годы показал, что основными покупателями услуг являются бюджетные организации Владимирской области (30-40% в выручке), а также Курганской, Калужской, Омской, Ивановской областей, Республик Мордовия, Карелия, Саха (порядка 30-35%).

Анализ использования основных производственных фондов показал, что в хозяйственное ведение предприятию передано: 5 гаражей, 3 автомобиля, геодезическая спутниковая аппаратура, тахиометры, вычислительная техника, а также иные приборы, необходимые для обеспечения деятельности предприятия. Следует отметить, что несмотря на проводимые мероприятия по обновлению и пополнению основных средств в 2007-2009 годах на общую сумму 2398 тыс.руб., износ производственных фондов увеличился в тоже время с 32% до 53%.

Начиная с 2008 года, с целью стимулирования развития государственного сектора экономики, во Владимирской области было принято решение об отказе от права получения собственником части прибыли государственных унитарных предприятий, в связи с чем, были внесены соответствующие изменения в нормативную правовую базу.

Анализ показал наличие положительного экономического и социального эффекта, выразившегося в увеличении объёма налоговых и страховых взносов, уплачиваемых предприятием во все уровни бюджетной системы на 51,5% (на 6560 тыс.руб.) в 2008 году по сравнению с уровнем 2007 года, среднесписочная численность работников увеличилась на 8% (или 7 чел.). Однако в условиях экономического кризиса показатели предприятия по итогам 2009 года вернусь на уровень 2007 года.

Анализ эффективности использования государственной собственности показал, что за период 2009-2010 годов предприятие ухудшило основные показатели своей деятельности. В связи со снижением спроса на проектные работы по разработке сметной документации, генеральных планов и территориально-градостроительных нормативов, которые среди видов деятельности занимают значительную часть (порядка 70-80% всех заказов), показатель выручки сократился в 2009 году по сравнению с уровнем 2008 года на 24,4%, чистая прибыль уменьшилась в 20 раз или до 156 тыс.руб. В структуре себестоимости услуг ГУП «ОПИАПБ» наибольшую долю в 2007-2009 годах составила заработная плата с начислениями (соответственно: 62,2%, 81,1% и 76,5%).

Проведённый анализ показал, что в период экономического кризиса предприятием были приняты меры по сокращению основных затрат, что позволило поддержать платежеспособность предприятия. Так, в 2008-2009 годах в связи со снижением среднесписочной численности работников предприятия на 5 чел. (или на 5,3%) и сокращением расходов на оплату труда с начислениями на 21,4%, размер средней заработной платы на предприятии снизился на 14,7% или с 23787 руб. до 20281 руб., но сохранился выше уровня среднемесячной заработной платы по Владимирской области в 2009 году на 67,2% и выше уровня среднемесячной заработной платы по отрасли «Строительство» на 10,8%.

Однако, несмотря на принятые в 2009 году меры, превышение темпа снижения объёма оказываемых услуг (24,4%) над темпом снижения уровня затрат (16,7%), в условиях высокой трудоёмкости работ, не позволило поддержать уровень рентабельности на докризисном уровне. Так, чистая рентабельность предприятия в 2009 году практически достигла нулевой отметки.

При оценке экономичности использования ГУП «ОПИАПБ» государственной собственности области обращено внимание, что рост затрат на предоставление единицы услуги за проверяемый период составил 10% при одновременном снижении выручки на 24,4%. Продуктивность использования государственной собственности снизилась в 2009 году по отношению к 2008 году на 23,8%.

Уставом ГУП «ОПИАПБ» (п.3.13 р.3) с августа 2008 года предусмотрено создание фонда развития производства (ежегодные отчисления 70% чистой прибыли), а также фонда материального поощрения (15%) и социального фонда (10%). Однако следует отметить, что они были образованы лишь в апреле 2009 года в объёмах не соответствующих Уставу: фонд развития производства в размере 26% (1697,4 тыс.руб.) от нераспределённой чистой прибыли на начало года, фонд материального поощрения – 5,6% (363,7 тыс.руб.), социальный фонд – 3,8% (242,5 тыс.руб.). Нераспределенная прибыль по состоянию на 01.01.2010 составила 4166,4 тыс.руб. Необходимо отметить, что учётная политика предприятия не содержит положений о формировании и использовании указанных фондов. Приобретение основных средств за счёт чистой прибыли в 2007-2009 годах не производилось.

Проверкой установлено, что организация деятельности и внутренний контроль осуществляется ГУП «ОПИАПБ» в соответствии с разработанными предприятием и действующими с 2004 года стандартами.



Е.В.Бойкова