Главная
О Счетной палате
Законодательство
Деятельность
Бюджет для граждан
Интернет-приемная
Пресс-центр
Поиск
logo logo logo
gerb
О Счетной палате Законодательство Деятельность Бюджет для граждан Интернет-приемная Пресс-центр Поиск

2006

26 июня 2006 года

Председатель Счетной палаты принял участие в заседании коллегии администрации Владимирской области.

Выступление председателя Счетной палаты Владимирской области Чечеткина В.Д. на коллегии администрации Владимирской области 26.06.2006 г.

В соответствии со статьей 10 Закона Владимирской области «О Счетной палате Владимирской области», рассмотрен проект постановления Губернатора области «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики, основных показателях консолидированного и областного бюджетов на 2007 год и перспективного финансового плана Владимирской области на 2007-2009 годы» с учетом представленных к нему приложений.

Проект основных направлений бюджетной и налоговой политики и основных показателей консолидированного и областного бюджетов на 2007 год сформированы с учетом реализации основных положений Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, реализации национальных проектов, продолжающейся реформы межбюджетных отношений, вызванной реализацией Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Формирование бюджетных проектировок планируется производить на основе реестра действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Владимирской области, что повышает прозрачность проектируемых бюджетных расходов на 2007 год.

Основные показатели бюджета на 2007 год учитывают модель среднесрочного бюджетного планирования, позволяющую ставить перспективные цели и задачи, предусматривая для их реализации соответствующие финансовые ресурсы.

Рассматриваемым документом главными стратегическими целями развития Владимирской области названы:

  • повышение качества жизни населения области;
  • формирование потенциала устойчивого развития экономики области.

Предлагается сконцентрировать бюджетные ассигнования на выполнении стратегических целей развития Владимирской области, которые сводятся к улучшению демографической ситуации в области: повышение рождаемости, снижение смертности; к софинансированию приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, обеспечении жильем граждан области; на повышение доходов работников бюджетной сферы; на повышение социальной защищенности отдельных категорий граждан.

Решающее значение приобретает формирование доходной части бюджета области. Счетной палатой области на основе многофакторных динамических моделей с использованием информационно-аналитической системы «Внешний финансовый контроль» была оценена объективность запланированного объема налоговых доходов областного бюджета. Результаты оценки показывают, что отклонение расчетов Департамента финансов от прогноза Счетной палаты не превышает 5%, т.е. проектировки реалистичны.

Счетная палата в течение ряда лет обращала внимание государственных органов на необходимости учета в доходной части бюджета в соответствии с нормами ст. 42 Бюджетного кодекса РФ доходов, получаемых главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В противном случае закон об областном бюджете не выдерживает никакой критики на коррупциогенность. Закон напрямую заставляет государственных чиновников взаимодействовать с бизнесом в «темную», закрывая информацию о доходах и направлениях ее использования. Не случайно в ПТУ-15 средства, которые учащиеся зарабатывают во время практики, у них отбирались и направлялись на оплату коммунальных услуг учебного заведения, материального вознаграждения мастеров производственного обучения.

Мы поддерживаем предложение администрации, зафиксированное в проекте обсуждаемого документа, о планировании доходов от предпринимательской деятельности на этапе формирования доходной части бюджета и учета их на реализацию реестра расходных обязательств, а также в ходе исполнения бюджета.

Однако, по нашему мнению, в среднесрочной перспективе следует рассмотреть и предпринять действия по исключению права госучреждений, созданных для реализации государственных обязательств, заниматься предпринимательской деятельностью. Такой деятельностью, в том числе для предоставления общественных услуг, должны заниматься структуры с иной организационно-правовой формой также и на договорной платной основе с органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления.

Счетной палатой также предлагалось нормативным правовым актом Владимирской области утвердить планируемые к достижению показатели деятельности органов государственной власти. Как положительный фактор, следует отметить, что данные предложения Счетной палаты нашли свое отражение в проекте обсуждаемого постановления.

Анализ нормативных правовых актов области, обеспечивающих сопровождение бюджетного процесса в области, показывает их недостаточную устойчивость с точки зрения коррупциогенности. Это можно видеть на примере нормативного обеспечения инвестиционной программы в 2006 году. Как могло получиться, что чиновники департамента строительства и архитектуры готовят документ об исключении из программы проектных работ по областной филармонии на 500 тыс.рублей, мотивируя это отсутствием необходимых заявительных документов по состоянию на 01 апреля 2006 года, в то время как извещение от главного распорядителя бюджетных средств о выделении филармонии 500 тыс.руб. направлено 14 апреля 2006 года?

В этой связи администрации области необходимо провести внутреннюю экспертизу нормативного правового сопровождения бюджетного процесса на его коррупциогенность и соответствующее заключение представить вместе с проектом областного бюджета, что должно найти отражение в постановлении Губернатора об основных направлениях бюджетной и налоговой политике на 2007 год и среднесрочную перспективу.

Несмотря на то, что уже не только Счетная палата Владимирской области в течение ряда лет рекомендует, но и отдельные органы исполнительной власти реально применяют в бюджетном процессе новые методы бюджетного планирования, однако в ряде исполнительных структур не пришло понимание тех конечных результатов, каких необходимо достигать. Так в сфере образования, культуры достаточное количество вакансий, однако учебные заведения ориентируются не на закреплении специалистов, подготавливаемых за счет средств государственного или местного бюджета, а на подготовку и их выпуск из стен учебного заведения, что показали наши проверки в ряде учебных заведений области.

В то же время качество образования должно отражать накопление и широкое использование интеллекта образуемых. Это и тост уровня образования, это динамичное развитие новаций как результат деятельности учебных и научных учреждений, это не только информатизация в образовательных учреждениях, это информатизация всех отношений в области и, в первую очередь, в государственном и местном управлении.

Это создание на базе высших учебных заведений области бизнес инкубаторов и формирование новой интеллектуальной среды экономического роста с опорой на малый и средний бизнес. Это, в конце концов, понимание, что уровень жизни есть составная и неотъемлемая часть качества жизни населения области.

Определенное место в проекте основных направлений находят и национальные проекты, что получило особую окраску определением приоритетной направленностью финансирования за счет средств областного бюджета действий, связанных с этими проектами, и фиксированием планируемых результатов.

Впервые предусматривается утвердить цели, задачи и показатели результатов деятельности органов государственной власти Владимирской области в рамках проведения бюджетной политики на 2007 год, что позволит обеспечить проведение мониторинга и оценки деятельности органов государственной власти области.

Таким образом, рассматриваемый документ требует доработки, особенно в части определения отраслевыми департаментами администрации области показателей и планируемых результатов своей деятельности, а также системной экспертизы на коррупциогенность.

Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!