Главная
О Счетной палате
Законодательство
Деятельность
Бюджет для граждан
Интернет-приемная
Пресс-центр
Поиск
logo logo logo
gerb
О Счетной палате Законодательство Деятельность Бюджет для граждан Интернет-приемная Пресс-центр Поиск

2012

27 июля 2012 года

Информация по результатам проверки эффективного и целевого использования бюджетных средств, направленных органам местного самоуправления на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, и на реализацию отдельных государственных полномочий Владимирской области по государственной поддержке сельскохозяйственного производства

Поддержка малых форм хозяйствования на селе отнесена к числу безусловных приоритетов развития сельского хозяйства. К малым формам хозяйствования в агропромышленном комплексе области относятся крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), личные подсобные хозяйства (ЛПХ) и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПОК). Основным видом государственной поддержки малых форм хозяйствования является предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности.

По результатам контрольного мероприятия была отмечена одна из системных проблем в существующей системе государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе, которая, по мнению Счетной палаты Владимирской области, приводит к ее неэффективности. Так, муниципалитеты, которым переданы полномочия по господдержке заключают соглашения и договоры только с двумя кредитными организациями – «Россельхозбанк» и «Сбербанк», в то время как законодательство не ограничивает участие иных российских кредитных организаций. Расширение сферы работы уполномоченных органов с кредитными организациями будет способствовать росту государственной поддержки и соответственно ее целевых показателей.

Также своеобразной характеристикой недостаточной эффективности существующей системы господдержки может служить незначительное количество малых форм хозяйствования, пользующихся господдержкой. Всего за 2011 год было просубсидировано 967 ЛПХ (0,32% от общего числа ЛПХ), 22 КФХ (16,92% от общего числа хозяйств) и 5 СПОК (11,36% от общего числа кооперативов). В I квартале 2012 года просубсидировано 641 личное подсобное хозяйство, 2 сельскохозяйственных потребительских кооператива и 5 крестьянских (фермерских) хозяйств.

На осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий в 2011 году направлено 12234,6 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 11622,8 тыс.руб., областного бюджета – 611,8 тыс.руб. Причем, в 2011 году объемы финансирования были сокращены на 37,6% от первоначально установленных из-за невостребованности (отсутствия заявок на субсидирование). Объемы финансирования на 2012 год установлены, по сути, на уровне 2011 года - 13289 тыс.руб., что также не приведет к росту числа ЛПХ, КФХ, воспользовавшихся господдержкой.

Следует отметить, что даже текущие значительные объемы финансирования не позволили достичь планируемых показателей эффективности использования субвенций в 2011 году. Так, не удалось достичь в полном объеме плановых значений по показателю «Объем субсидируемых кредитов, привлеченных личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (с учетом переходящих)», который за 2011 год составил 280500,0 тыс.руб. или 75,8% плана. Достижение установленного целевого показателя «Рост объема реализации продукции, произведенной ЛПХ и КФХ, к предыдущему году в сопоставимых ценах» в Департаменте и вовсе не отслеживается. При этом данный показатель фактически отражает эффективность направляемой государственной поддержки малым формам хозяйствования на селе.

Несмотря на принимаемые Департаментом, уполномоченными органами местного самоуправления меры по обеспечению законного, целевого и эффективного использования бюджетных средств, направляемых на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, Счетной палатой Владимирской области выявлены нарушения и недостатки на всех этапах осуществления государственных полномочий, начиная от разработки и принятия нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию мероприятий, заканчивая выплатой средств субсидий заемщикам.

В ходе контрольного мероприятия были выявлены факты того, что приобретаемое имущество в рамках государственной поддержки личных подсобных хозяйств не в полной мере соответствует их мощностям и потребностям в качестве именно личного подсобного хозяйства. Например, гражданин А. приобрел холодильное оборудование и разливочный автомат, в то время как согласно похозяйственной книги у него в хозяйстве имеется земельный участок площадью 15 соток, 5 кроликов и 25 голов птицы. Гражданин С., ведущий ЛПХ в с.Янево Суздальского района, для ведения личного хозяйства использует 3 участка общей площадью 13,05 га, что превышает допустимый законодательством размер земельного участка. То есть под видом ЛПХ осуществляется предпринимательская деятельность, однако в качестве КФХ указанные граждане не зарегистрированы и соответственно не уплачивают налоговые платежи в бюджетную систему. Данные факты требуют дополнительного анализа со стороны органов местного самоуправления. Отметим, что средства в сумме 107,4 тыс.руб. по двум указанным ЛПХ подлежат взысканию ввиду их незаконного направления и использования.

Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в проверяемом периоде осуществлялись в рамках долгосрочной целевой программы Владимирской области «Социальное развитие села на период 2009 - 2013 годов». Предоставление социальных выплат в 2011 году позволило обеспечить жильем 78 семей, проживающих в сельской местности, из которых 52 семьи относятся к категории молодых семей (молодых специалистов). Общая площадь построенного (приобретенного) жилья составляет 4,351 тыс.кв.м (целевой индикатор – 3,9 тыс.кв.м), в том числе 2,695 тыс.кв.м (целевой индикатор – 2,4 тыс.кв.м) приобретено молодыми семьями (молодыми специалистами). Фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено.

Следует указать, что средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории области, используемая для расчета социальных выплат, утверждена по области в целом. В разрезе муниципальных образований дифференцированно по строительству и приобретению жилья размер рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности нормативным правовым актом администрации области не определен. Однако согласно федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (в редакции от 28.04.2011) такое право органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлено.

Проверка, проведенная в Суздальском и Муромском муниципальных районах показала, что в данных муниципальных образованиях не утверждены административные регламенты предоставления услуг исполнения местными администрациями функций по ведению в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (принятие и рассмотрение заявлений граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия в рамках целевых программ, выдача свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности).

Отсутствие административных регламентов в муниципальных образованиях и, соответственно, их отсутствие в государственной информационной системе «Портал государственных и муниципальных услуг Владимирской области», по сути, ущемляет информационные права граждан, подпадающих под условия предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а также может привести к снижению числа потенциальных получателей государственной поддержки.

Для получения социальной выплаты ее получатель должен подтвердить наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты. Наличие собственных (в том числе заемных) средств может быть подтверждено участниками мероприятий документами, подтверждающими согласие кредитной организации в предоставлении заявителю кредита, в том числе ипотечного жилищного кредита (займа). Вместе с тем, в ходе проведения проверки установлено, что в качестве документов, подтверждающих доходы, принимались справки о предоставлении кредитов членам молодых семей без указания срока, на который будет предоставлен кредит, а также порядка погашения и сумм ежемесячных платежей.

По мнению Счетной палаты Владимирской области одной из серьезных проблем, снижающих эффективность реализации государственной политики по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, является отсутствие собственных средств у граждан, особенно молодых специалистов. При этом действующая нормативная база предусматривает возможность строительства муниципального жилья для предоставления его молодым специалистам, у которых собственные средства отсутствуют. Однако в ходе контрольного мероприятия, например, в Муромском районе, было установлено, что строительство муниципального жилья не осуществляется.

Аудитор Рычагов М.Г.

 

Информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании коллегии 21 сентября 2012 года.

Дополнительная информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании коллегии 29 мая 2013 года

Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!