Главная
О Счетной палате
Законодательство
Деятельность
Бюджет для граждан
Интернет-приемная
Пресс-центр
Поиск
logo logo logo
gerb
О Счетной палате Законодательство Деятельность Бюджет для граждан Интернет-приемная Пресс-центр Поиск

2011

4 октября 2011 года

Информация по результатам аудита эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования, в том числе расположенных в сельской местности

Счётной палатой Владимирской области проведён аудит эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования, в том числе расположенных в сельской местности (далее Аудит). В 2011 году прогнозируемый объём расходов на общее образование должен составить 3277,7 млн.руб. или с ростом на 6,6% к уровню 2010 года, это в 1,8 раз больше, чем в 2007 году. Наибольшую долю в структуре расходов на реализацию общеобразовательного процесса во Владимирской области (около 97%) составляет субвенция областного бюджета. Расходование средств в расчёте на одного ученика в год также показывает значительный рост и составит в 2011 году 32900 рублей или 227% к уровню 2007 года.

Эффективность расходования бюджетных средств оценивалась по ряду показателей. Так, наблюдается рост размера заработной платы работников общеобразовательных учреждений и учителей школ. За период 2006-2010 годов среднемесячная зарплата работников школ выросла с 4492,00 руб. до 11320,00 руб., то есть в 2,5 раза, за аналогичный период заработная плата учителей выросла с 5532,00 руб. до 12293,00 руб. или в 2,2 раза.

Растёт также доля стимулирующего фонда в структуре расходов на заработную плату работников общеобразовательных учреждений. Так, за период 2007-2011 годы доля стимулирующих выплат в целом по области увеличилась с 17,9% до 21,4%. Это стало возможно по причине оптимизации численности учителей и прочего персонала школ до соотношения 60/40, в результате чего надтарифный фонд стал расходоваться в соответствии с его назначением – на выплату стимулирующих надбавок учителям.

За проверенный период наблюдается рост средств, направляемых на обеспечение учебного процесса. В 2010 году за счёт средств консолидированного бюджета области данные расходы в расчёте на 1 ученика в год составили 1667 рублей, то есть возросли в 3,4 раза к уровню 2007 года.

Проверкой в муниципальных школах подтверждено, что за период 2006 – 2010 годы была укреплена материально-техническая база школ. Например, число персональных компьютеров в школах Владимирской области выросло с 1,7 штук до 5,3 штук, на 100 обучающихся т.е. в 3,1 раза. Количество школьных автобусов по состоянию на 01.01.2011 года доведено до 165 единиц в целом по области, для сравнения – в 2007 году их количество составляло 123 единицы. Вместе с тем, так и не достигнут 100% подвоз к месту учёбы нуждающихся в подвозе учащихся, всего организован подвоз 99,5% учащихся.

В целях установления мнения населения о ситуации в системе общего образования, Счётной палатой проведёно анкетирование населения Владимирской области. В опросе приняли участие 149 жителей нашей области. Достаточно большая вариативность ответов о причинах выбора школы (близкая расположенность школы к дому, наличие в школе квалифицированных преподавателей, обучение в данной школе знакомых, высокий престиж школы) свидетельствует о доступности выбора. Однако возможность выбора не в полной мере обеспечивается в населенных пунктах, расположенных в сельской местности: 5% жителей указали, что школы, в которых обучаются их дети, единственные в их населённом пункте.

Практику сбора денег школой с родителей в условиях недостаточности бюджетных средств поддержали только 26,3% опрошенных. При этом, несмотря на подавляющее несогласие с политикой сбора денег в условиях гарантированного бесплатного образования, платить готовы 63,5% респондентов, но при определённых условиях: введение специализированных или дополнительных программ, улучшение материальной базы, повышение квалификации преподавателей, улучшение питания учащихся.

Опрос показал, что родители ориентируются на предоставление детям качественного образования и затрачивают «на занятия с репетитором, чтобы подтянуться по предмету» - в среднем 4070 рублей в месяц; на подготовку к сдаче экзамена в этой школе - около 6000 рублей в месяц; на углубленное изучение какого-либо предмета - 4400 рублей в месяц; для общего развития ребёнка - 2150 рублей в месяц. Сопоставление данных ответов с ответами об уровне доходов семьи, говорит о том, что зачастую суммы, затрачиваемые родителями на дополнительную образовательную подготовку детей, сопоставимы со среднемесячным доходом в расчёте на члена семьи.

По оценке большинства опрошенных в среднем в год расходы семей на обучение детей составили около 15 тыс.рублей. Основными статьями расходов называли: организацию ремонта помещений (20%) со средней суммой 1300 рублей в год, подарки преподавателям (19%) - 1000 рублей, организацию охраны и установку сигнализации (14%) - 500 рублей и закупка книг, учебников, учебных пособий в библиотеку (11%) - 2000 рублей.

И это несмотря на то, что в ходе проверки было установлено, что материально-техническое обеспечение школ существенно улучшилось за последние 5 лет, поскольку увеличивается их финансирование за счёт областного и местных бюджетов.

Проверки, проведённые непосредственно в Суздальском и Вязниковском районах выявили следующие нарушения и недостатки. Так, управлениями образования завышался контингент учащихся при планировании объёмов субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями. В результате в муниципальные образования поступали необоснованно завышенные объёмы субвенции из областного бюджета. Эти просчеты носят системный характер. По оценке Счётной палаты Владимирской области излишне полученная субвенция по Вязниковскому району составила в 2006 году около 4,0 млн.руб., в 2007 году – 2,0 млн.руб., в 2009 году более 9,0 млн.руб. В Суздальском районе объём субвенции завышен в 2008 году на 7313,5 тыс.руб., в 2009 году на 1058,0 тыс.руб. За весь проверенный период только в 2009 году департаментом образования было выявлено завышение контингента при планировании в Вязниковском районе и сумма субвенции уменьшена на 9 млн.руб. Проверка показала, что излишне полученные средства направлялись на финансирование общеобразовательного процесса, нецелевого использования установлено не было.

Проверкой в Суздальском районе также выявлено нарушение пункта 13 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и пункта 1 статьи 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Так, в 2010 году часть средств субвенции областного бюджета (в сумме 5079,2 тыс.руб.), предназначенной на обеспечение деятельности дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях (включая оплату труда работников), управлением образования Суздальского района направлена на иные цели. Вместе с тем, на финансирование расходов по оплате труда работников дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях были направлены средства муниципального бюджета (в сумме 3144,8 тыс.руб.), хотя данные расходы относятся к полномочиям субъекта РФ. Таким образом, произошло необоснованное замещение расходов областного и местного бюджетов, что следует рассматривать как нецелевое использование средств в общей сумме 1934,4 тыс.руб.

Проверки наличия приобретённых в 2010 году основных средств непосредственно в школах Вязниковского и Суздальского районов выявили нарушение Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта, так как на оборудовании отсутствовали инвентарные номера на отдельных предметах и основных средствах стоимостью выше 3000 рублей включительно, в т.ч. на Досках ДК 34 в количестве 15 штук. Данный факт не предоставляет проверяющим доказательств, что именно эти доски были приобретены в 2010 году.

Также в двух школах проверяющим не предъявили следующие основные средства: в Боголюбовской школе – 3 пары колонок, которые приобретались к компьютерам в сборке и в Новосельской школе– ноутбук. Сотрудниками школы дано объяснение, что техника находится в кабинетах, ключей от которых в школе нет, они «на руках» у сотрудников, находящихся в отпуске.

 

Информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании коллегии 23 ноября 2011 года.

Информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании коллегии 16 декабря 2011 года.

Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!