Главная
О Счетной палате
Законодательство
Деятельность
Бюджет для граждан
Интернет-приемная
Пресс-центр
Поиск
logo logo logo
gerb
О Счетной палате Законодательство Деятельность Бюджет для граждан Интернет-приемная Пресс-центр Поиск

2009

29 июля 2009 года

Информация в СМИ по результатам проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных государственным и муниципальным учреждениям общего образования на выплату заработной платы

Проведённая проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных государственным и муниципальным учреждениям общего образования на выплату заработной платы показала, что общий объём расходов областного бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями в 2008 году составлял 2437124,0 тыс.руб., на 2009 год запланировано 3012787,0 тыс.руб. (с ростом на 23,6%).

С 01 сентября 2008 года во всех муниципальных образованиях области введена новая система оплаты труда (СОТ). Цели её введения – повышение эффективности и качества педагогического труда, уровня заработной платы работников учреждений, мотивация педагогических работников и руководящих работников к качественному результату труда, кадровая обеспеченность учреждений.

С введением новой СОТ ставка заработной платы в системе общего образования возросла на 54,5% (или до 5990 рублей против 3878 рублей). При новой СОТ заработная плата директоров школ в зависимости от показателей деятельности учреждений и наличия отличительных особенностей учреждений существенно различается и составляет от 15 тыс.руб. до 35 тыс.руб. и в среднем возросла на 32%; заработная плата их заместителей составила от 12 тыс.руб. до 28 тыс.руб. и имеет самый значительный рост – на 43%. Рост заработной платы учителей в среднем по области сложился на уровне 35%, при этом зарплата учителя с высшей квалификационной категорией имеет наиболее существенный рост – на 76,4% - и составляет 16,4 тыс.руб. Зарплата учителя первой квалификационной категории возросла на 58% или до 14,3 тыс.руб., учителя второй квалификационной категории – на 42% или до 11 тыс.руб. Наименьший рост заработной платы по новой СОТ отмечен проверкой по учителям, не имеющим квалификационной категории и педагогического стажа – на 10% или в натуральном выражении составляет от 4,5 тыс.руб. до 6 тыс.руб. в месяц. Проверка подтвердила, что новая СОТ нацелена на стимулирование учителя повышать свой квалификационный уровень, что в результате должно оказать влияние на повышение качества образования.

В целях установления степени удовлетворённости введением новой СОТ Счётной палатой был проведён опрос 308 работников школ. Существенное увеличение заработной платы отметили лишь 10,4% от всех опрошенных. Подавляющее большинство – 89,6% - не считают рост зарплаты существенным, среди них 25% не ощутили никакого изменения.

Сравнительно недавний срок введения новой СОТ не позволяет в полной мере давать оценку её результативности и степени изменения качества предоставляемого образования. При проверке был сделан вывод о том, что стимулирующие выплаты в новой СОТ не являются определяющими. Средняя по области доля выплат стимулирующего характера в 2008 году сложилась в размере 20%, то есть на уровне 2007 года, а в 2009 году снизилась до 18,7%. Кроме того, на 2% в общем фонде оплаты труда снизилась часть, распределяемая руководителями школ в форме доплат и надбавок непосредственно за результаты работы.

При этом, согласно результатам опроса 79,6% не считают, что новая система оплаты труда может существенно повысить размер заработной платы за счёт результатов их работы. Важно отметить, что, по мнению 70,5% респондентов, введение новой СОТ не повлияло на повышение престижа профессии учителя, хотя данная цель преследовалась при введении новой системы оплаты труда.

Проверкой реализации Положений о новой СОТ, введённых в Собинском районе и г.Коврове, отмечено повышение роли руководителя учреждения в распределении средств стимулирующего фонда. Однако данный процесс ещё не достаточно регламентирован, не прозрачен, носит элементы субъективизма.

В ходе проверки установлено, что в рамках областной субвенции запланированы средства в размере 34376,0 тыс.руб. на доведение минимальной заработной платы до 4330 руб. (Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»; или с ростом на 73,2% к ранее установленному уровню МРОТ). Однако данная сумма не позволит обеспечить реализацию установленных полномочий в полном объёме, что противоречит требованиям статьи 4 Закона Владимирской области от 10.11.2008 № 178-ОЗ, недостаток средств может составить оценочно 142000 тыс.руб. Как следствие, возможно уменьшение объёма стимулирующих выплат в общем фонде заработной платы в среднем по области оценочно до 15,8% против 20%, предусмотренных Законом Владимирской области от 10.11.2008 № 178-ОЗ.

Необходимо отметить, что такая вынужденная мера в период финансового кризиса как сокращение расходов областного бюджета, может простимулировать органы управления образованием муниципальных образований на повышение эффективности использования средств субвенции областного бюджета. Одним из резервов, способных повлиять на эффективное использование средств, является доведение наполняемости классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях до нормативной (в городе до 25 человек, в сельской местности – до 14 человек). В настоящее время наполняемость классов составляет 22,9 человека в городских поселениях и 9,7 человек в сельской местности. Однако данный процесс требует особой проработки с учётом социальных и демографических вопросов.

 

Т.Ю.Аннина

Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!