Главная
О Счетной палате
Законодательство
Деятельность
Бюджет для граждан
Интернет-приемная
Пресс-центр
Поиск
logo logo logo
gerb
О Счетной палате Законодательство Деятельность Бюджет для граждан Интернет-приемная Пресс-центр Поиск

2009

27 ноября 2009 года

О проверке соблюдения бюджетного законодательства по формированию доходов бюджетов муниципальных образований за счёт развития туризма и сопутствующих сфер деятельности

Проверка показала, что туристская отрасль во Владимирской области развивается динамично. Показателем развития туризма в муниципальных образованиях, как в целом по области, является количество туристов и экскурсантов – рост за 3 года составил 128%, объём туристских услуг - 232%. Также показателем развития является номерной фонд коллективных средств размещения туристов, рост показателя за 3 года - 155,2%.

Вместе с тем, реализуемые органами местного самоуправления меры не позволили в полной мере реализовать задачи, предусмотренные программой развития туризма на 2005 -2009 гг. «Малое Золотое кольцо Владимирской области», утвержденной Законом Владимирской области от 30.12.2004 № 263-ОЗ, в том числе по развитию системы государственного регулирования туристской деятельности, развитию мелкого и среднего предпринимательства в сфере туризма, стимулированию развития материально-технической базы туризма, а также по формированию системы развития туризма в территориях.

Так, проверка в муниципальных образованиях области выявила общие проблемы в управлении развитием туризма в территориях:

  • сведения о доходах туризма, а также об объемах инвестиций в объекты туристической инфраструктуры органами местного самоуправления не собираются. Только в округе Муром организован сбор статистической информации по туризму в разрезе организаций;
  • информация о посещаемости туристов собирается органами местного самоуправления в произвольном виде, без регламентирующей методики;
  • программный метод исполнения бюджетных полномочий по поддержки развития туризма применяется только в городе Суздале;
  • не реализуется поддержка малого и среднего предпринимательства, работающего в сфере туризма. Только в округе Муром производилась поддержка одного предпринимателя, осуществляющего деятельность в сфере туризма;
  • не созданы координационные советы по туризму в Гороховецком районе, округе Муром. В Суздальском районе образованный совет не функционирует;
  • в Гороховецком и Суздальском районах не организована учебно-воспитательная и патриотическая работа со школьниками и студентами, направленная на стимулирование и развитие местного туризма.

Анализ правовых актов, устанавливающих в территориях сбор местных налогов показал, что налоговые льготы по местным налогам туристическим агентствам, предприятиям в 2008-2009 годах ни в одном муниципальном образовании не предоставлялись.

Проверка в Гороховецком районе показала, что Уставом города Гороховец не предусмотрено реализация полномочий в сфере туризма, соответственно мероприятия в сфере туризма не проводятся. Это привело к тому, что прилагающая территория возле культурно-исторических и рекреационных объектов не благоустроена.

Администрацией Гороховецкого района не проводились мероприятия, предусмотренные областной программой «Малое Золотое кольцо Владимирской области», в т.ч. направленные на создание условий для продажи сувенирной продукции, проведение информационных дней для журналистов, рекламных туров.

Проверка в Суздальском районе показала, что в рамках программы развития туристического сервиса на территории историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг – церковь Покрова на Нерли» не реализованы мероприятия в сфере туризма, в том числе такие как организация спортивных площадок, пунктов проката спортинвентаря, атрибутов отдыха, организация работы летних кафе.

Проверка управленческой деятельности администрации Суздальского района в части развития туризма показала, что возложенные функции исполняются не в полном объеме, при этом не проводятся социологические экспертизы в сфере туризма района, анализ спроса и удовлетворенности населения услугами туризма, анализ потребности в специалистах.

Программа развития туризма администрацией Суздальского района как самостоятельно, так и совместно с органами местного самоуправления поселений не разрабатывалась. При этом, значительные объемы доходов от субъектов туристической индустрии города Суздаль поступают в бюджет Суздальского района и, оценочно, в 2008 – 2009 годах составили 11000,0 тыс.руб.

Проверка эффективности развития партнёрских связей показала, что представители администрации города Суздаль проводили соответствующую работу, а также участвовали в деятельности «Ассоциации малых туристских городов». При этом эффективность данных мероприятий мала - в течение 2008 - 2009 годов из городов-партнеров посетили город Суздаль только 32 туриста. Администрациями Суздальского, Гороховецкого районов, округа Муром мероприятия с городами партнерами в сфере туризма не проводились.

Отмеченные проблемы, в том числе являются следствием того, что в регионе не реализованы меры по созданию единой концепции учета показателей туристического развития муниципальных образований, а также расходования средств на поддержку туризма; разработке комплекса типовых мероприятий по поддержки и развитию туризма и механизмов их реализации органами местного самоуправления муниципальных образований уровня муниципального района, городского округа и поселения; созданию информационного обеспечения сферы туризма, в том числе электронного взаимодействия субъектов туристской индустрии, органов государственной власти и местного самоуправления, а также механизм межмуниципального сотрудничества в сфере туризма.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют политику поддержки туризма, а также взаимодействия с субъектами туристской индустрии. При этом, как показала проверка, объем и эффективность проводимых органами местного самоуправления самостоятельных мероприятий крайне низки, собираемая информация не адекватна.

Вместе с тем, в муниципальных образованиях в период финансового кризиса наблюдается сокращение расходов на аппарат администраций за счет ликвидации ставок специалистов по туризму (Гороховецкий район – 1 человек), а также отделов, выполняющих функции в сфере туризма (город Суздаль – 2 человека).

Проведенный анализ цен на услуги предприятий туристической инфраструктуры показывает, что цены на услуги проживания среднего класса в городе Суздаль составляют 3000 – 4000 руб./сут. на человека, в Гороховце и Муроме 2000 – 3000 руб. При средней заработной плате по региону в сумме 12568,5 руб., по Российской Федерации – 17928,9 руб. (данные за первое полугодие 2009 года) соответствующие цены на услуги проживания для основной части населения страны являются недоступными. Сформированная ценовая политика в туристических городах региона не способствует созданию условий для развития туризма, а также является сдерживающим фактором для увеличения потока туристов.

По результатам проверки Счётной палатой предложено администрации Владимирской области:

  • разработать единую концепцию учета показателей туристического развития органами местного самоуправления области, а также расходования средств на поддержку туризма;
  • с целью развития системы государственного регулирования туристской деятельности разработать комплекс типовых мероприятий по поддержки и развитию туризма и механизмов их реализации органами местного самоуправления муниципальных образований уровня муниципального района, городского округа и поселения;
  • разработать механизм поддержки малых и средних предприятий, развивающих в муниципальных образованиях туризм экономического класса, с возможностью долевого финансирования;
  • с целью развития взаимодействия субъектов туристской индустрии, а также экскурсионной деятельности, разработать механизм межмуниципального сотрудничества в сфере туризма.

Кроме того, Счётной палатой предложено органам местного самоуправления муниципальных образований обеспечить реализацию мероприятий по устранению выявленных нарушений и принятию мер по развитию туристической деятельности.

 

Аудитор А.Ф.Манов

Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!